Толкования на Быт. 9:23

Свт. Иоанн Златоуст

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

Но братья его не так поступили, а как? Услышав об этом, сказано, «вземши Сим и Иафет ризу, возложиша ю на обе раме свои и идоша вспять вряще, и покрыта наготу отца своего: и лице их вспять зря и наготы отца своего не видеша». Видишь ли скромность этих сыновей? Тот разгласил, а они не хотят даже и видеть, но идут, с обращенным назад лицом, чтобы, подошедши ближе, прикрыть наготу отца. Смотри также, как они, при великой скромности, были еще кротки. Они не упрекают и не поражают брата, но услышав (рассказ его), об одном только заботятся, как бы скорее исправить случившееся и сделать, что требовалось для чести родителя. «И лице их, – сказано, – вспять зря, и наготы отца своего не видеша». Велика почтительность этих сыновей к отцу своему: они, как показывает Писание, не только прикрыли (наготу отца), но не хотели и видеть ее. Вразумимся же этими (двумя) примерами, и из того и другого извлечем для себя пользу: последним (Симу и Иафету) будем подражать, а от подражания первому (Хаму) воздерживаться. Если, в самом деле, открывший чувственную наготу подверг, себя проклятию и, лишившись одинаковой с братьями части, осужден служить им, хотя не он сам, так все потомки его, то чему подвергнутся те, которые обнаруживают грехи братьев и не только не прикрывают их, но стараются еще сделать более известными, и чрез это размножают грехи?

«И наготы отца своего, – сказано, – не видеши». Смотри, как они в такое древнее время, руководствуясь только естественным законом, исполнили уже то, что после установлено в законе писанном для научения рода человеческого. Закон говорил: «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет» (Исх.20:12), и еще: «иже злословит отца своего, или матерь свою, смертию да умрет» (Исх.21:16); а они это самое уже исполнили на деле. Видишь, как природа еще раньше (закона) имеет достаточного учителя (добродетели)?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.

Свт. Кирилл Александрийский

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Быт. 9:18

Свт. Климент Александрийский

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Быт. 9:22

Свт. Амвросий Медиоланский

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Быт. 9:22

Свт. Филарет (Дроздов)

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Быт. 9:22

Мч. Иустин Философ

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Быт. 9:22

Прп. Ефрем Сирин

И вземше сим и Иафеф ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша

Братья Хамовы знали о чистоте отца своего и о том, что он, как впоследствии Иаков, и в бодрственном состоянии, и во сне охраняется Ангелом; и потому покрыша наготу его, и притом так, что глазами своими наготы отца своего не видеша.

Толкование на Книгу Бытия.

Блаж. Августин

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Быт. 9:22

Прп. Максим Исповедник

Ст. 23-25 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

Отчего так случилось, что согрешил Хам, а проклят 
был Ханаан? И если кто-либо воспримет смысл 
Писания буквально, то окажется, что справедливый
 Ной здесь несправедлив, ибо один согрешил, а Ной 
проклял другого. Или, с другой стороны: если Ханаан 
был проклят, то точно следовало бы, чтобы и весь
 его род был проклят. Мы же, напротив, находим, что 
его род скорее других перешел в Христову веру.

Мы везде находим, что Бог и все святые сражаются со
 злом и проклинают его. Поскольку же зло сперва рождается в соответствии с состоянием [души], а от [греховного] состояния [души] происходит и грех на деле, то 
Ханаан, отображающий грех на деле, естественно, полу
чил проклятие.

Если же ты хочешь это проследить только применительно к движению души, которое реализуется посредством [взаимодействия] двух, говорю о душе и теле, [то 
греховное] состояние [души] до конца не доходящее, это 
и есть действие [остающееся только] в душе.

Вопросы и затруднения.

Прп. Макарий Великий

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

См. Толкование на Рим. 8:9

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

И вземле Сим и Иафет ризу возложиша [ю] на обе раме свои [на обе спины свои], и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша

В противоположность Хаму, старшие братья его пока­зали пример почтительности к отцу и целомудренной скромности. Они прикрыли наготу отца так, что не видели ее, ни когда подходили к нему с одеждой, ни когда назад уходили (Подобное сему выражение почтительности к отцу было обычно у древних римлян. У них сыновья, особенно молодые, не ходили в одну баню со своими отцами, чтобы не видеть их наготы (Цицерон De offic I , I)).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

«Сим же и Иафет взяли одежду… и покрыли наготу отца своего…» Этим действием они не только не выразили сочувствия к поступку Хама, но и уничтожили самую его причину. И поскольку Хам обнаружил порочную наклонность и испорченное воображение, отсутствие сыновей почтительности, постольку, наоборот, Сим и Иафет дали нам назидательный пример целомудрия, стыдливости и высокой сыновней любви и почтительности к своему отцу даже и в такой исключительный момент, когда он, по-видимому, меньше всего этого заслуживал.

«лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего…» Мелкая, но весьма характерная деталь, доказывающая, до какой степени нравственной чуткости доходило моральное чувство двух этих достойных сынов Ноя.