Толкования на Быт. 11:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-4 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли

Смотри, как они не по надлежащему воспользовались единством своего языка, и как суетный замысел житейский стал причиною несчастия. «Приидите, – говорят, – сотворим плинты, и испечем их огнем, и бысть им плинта в камень, и брение было им вместо мела». Смотри, чем они думают обезопасить свое строение, не зная, что «аще Господь не созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его». (Пс.126:1). «И созиждем, – говорят, – себе град», не Богу, а себе. Смотри, как нечестие уже усилилось! Имея еще в свежей памяти всеобщую погибель, они уже дошли вот до какого безумия: «и созиждем, – говорят, – себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе». Словом: «небесе» божественное Писание хотело изобразить нам необычайность их дерзости. «И сотворим, – говорят, – себе имя». Видишь, где корень зла? Да заслужим, говорят, вечную память; пусть всегда помнят о нас; наше дело и создание будет таково, что никогда не забудется! И это сделаем «прежде неже рассеятися нам по лицу всея земли». Пока, говорят, мы еще вместе, выполним наше намерение, чтобы оставить нам в последующих родах вечное о себе воспоминание.

«И созиждем, – сказано, – себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе: и сотворим себе имя, прежде неже рассеятися нам» по земле. Видишь ли, как эти люди во всем показывают развращение своей воли? «И созиждем, – говорят, – себе град»; и еще: «сотворим себе имя». Смотри, как они и после такой всеобщей погибели отваживаются на не меньшие пороки. Чему же надлежало быть? Как удержать их от безумия? Бог по Своему человеколюбию обещал, что никогда уже не наведет потопа, а они ни наказаниями не вразумились, ни от благодеяний не сделались лучше.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести

См. Толкование на Быт. 11:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести

Употребление кирпичей вместо камней и земляной смолы вместо извести в строении Вавилона объясняется свойством земли Сеннаар.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Максим Исповедник

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести

См. Толкование на Быт. 11:2

Блж. Августин

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести

См. Толкование на Быт. 11:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

XIX. Паремия, положенная на вечерне в четверток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 10:32; 11:1–9). В сей паремии содержится повествование о столпотво­рении Вавилонском, о смешении языка и о рассеянии пле­мен.

И рече человек ближнему своему: Приидите, сотворим плинфы [кирпичи], и испечем их огнем. И бысть им плинфа в камень, и брение вместо мела

На востоке для сооружений обыкновенно употребляли кирпичи из глины, высушенные на солнце. Но такой мате­риал был бы весьма непрочен для сооружений, предприни­маемых на местности низменной, заливаемой наводнения­ми Евфрата. Виновники предприятия благоразумно реши­ли употребить кирпичи, выжженные огнем, а для связи, вместо извести или глины удоборазмываемых, – ас­фальт – земляную смолу, которой до сих пор обилует эта местность. Развалины Вавилона, уцелевшие до нашего вре­мени, состоят из остатков обожженных кирпичей со смо­ляной спайкой. Камень не употреблен был для сооружений, может быть, потому, что искусство тесать камни еще не процветало тогда или и совсем не было известно.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести

«И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести…» Высоко историческая деталь, вполне оправдываемая современными раскопками, из которых мы видим, что древние вавилоняне приготовляли искусственный кирпич и были хорошо знакомы с употреблением земляной смолы или современного асфальта.