И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]
Смотри на человеколюбие Господа, в какое Он привел их затруднение! Они стали после этого похожи на безумных: один требовал того, а другой подавал иное, так что все их усилия наконец сделались бесплодными. Потому и «престаша зиждуще град и столп».
Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город
См. Толкование на Быт. 11:1
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город
Тогда Господь рассеял их оттуда по всей земле. Исполнение определения Божия Моисей, по обыкновению своему, замечает кратко. Впрочем, нет сомнения, что рассеяние народов по лицу всей земли совершилось не вдруг, а постепенно.
Толкование на Книгу Бытия.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город
См. Толкование на Быт. 11:2
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]
См. Толкование на Быт. 11:5
XIX. Паремия, положенная на вечерне в четверток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 10:32; 11:1–9). В сей паремии содержится повествование о столпотворении Вавилонском, о смешении языка и о рассеянии племен.
И разсея их оттуду Господь по лицу всея земли: и престаша зиждуще град и столп
Рассеяние строителей города и башни, оставленных недостроенными, было необходимым последствием смешения языка. Вследствие этого смешения люди перестали друг друга понимать: одни, позабыв значение слов, потеряли способность передавать другим свои мысли в точных выражениях, думали об одном, а говорили другое; другие, сами находясь в подобном положении, хотя слышали знакомые звуки, но никак не могли припомнить смысл их. А не понимая друг друга, строители города и башни не могли помогать друг другу в работе и, следственно, продолжать ее, – поневоле должны были бросить ее неконченною и разойтись в разные стороны. Образование разных языков началось уже по рассеянии племен и по занятии ими особых мест жительства. Чудо смешения нужно было на время, для того, чтобы отвлечь людей от общего предпринятого ими дела и разъединить. Когда эта цель была достигнута, когда общение между племенами ослабело, тогда действие чуда прекратилось, первоначальный язык снова сделался господствующим и общим для всех, но ненадолго: с течением времени он естественным образом, соответственно особому строю воззрений, понятий, склонностей, обычаев, возникавшему в каждом племени, начал изменяться и раздробляться на разные языки и наречия. Смешением языка и рассеянием племен само собою разрушалось богопротивное дело, имевшее целью политическое объединение племен под властью одного из них, и вместе с сим предотвращалось зло, которое могло произойти в случае успеха этого дела, – именно, общества человеческие предохранялись от крайнего угнетения и насилия, неизбежного в случае, если бы господствовала во всем свете одна власть, и притом была в руках людей нечестивых; полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия. Путей для нравственного зла, при естественной наклонности к нему человека, так много, что от него не спасет никакая замкнутость, но зло несравненно было бы сильнее, если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата, и если бы существовал повсюду один язык: тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля, мерзостями своими истощившая долготерпение Господа.
Толкование на паремии из книги Бытия.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]
См. Толкование на Быт. 11:5
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город
«И рассеял их Господь оттуда по всей земле…» Собственно Бог только смешал их языки, т. е. заставил их говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей. Рассеяние же строителей было естественным следствием разделения их интересов: язык служит внешним выражением мыслей и всего духовного содержания людей; отсюда поскольку единство языка связывает людей и заставляет их сплотиться, постольку различие языка, наоборот, разобщает их между собою и создает различные и нередко даже враждебные друг другу группы.
«Смешением языка и рассеянием племен само собой разрушалось богопротивное дело, имевшее целью политическое объединение племен под властью одного из них и притом нечестивого… Этим полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия… Если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата и если бы существовал повсюду один язык, тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля, мерзостями своими истощавшая долготерпение Господа» (еп. Виссарион).