Толкования на Быт. 12:2

Свт. Иоанн Златоуст

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

См. Толкование на Быт. 12:1

Свт. Филарет (Дроздов)

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

Я произведу от тебя великий народ. От Аврама происходят многие народы, как то: Измаильтяне, Идумеи, Амалекитяне, Израильтяне (Быт. гл. 25); здесь, поелику говорится об одном, преимущественно разуметь должно Израильтян.

И благословлю тебя. В сих словах, по–видимому, только повторяется предыдущая мысль, так как благословение в отношении к человекам в Ветхом Завете часто знаменует многочадие. Но как благословение Божие в особенности означает не простое и естественное, но непосредственно волею и силою Божиею производимое многочадие (Быт. 1:28; Быт. 9:1), то сия часть данного Авраму обетования разрешает для него великое недоумение. Бог уверяет его, что неплодство Сары не будет препятствовать продолжению и распространению его рода и что немощь естества побеждена будет чудесным благословением.

И возвеличу имя твое. Имя человека погибает или возставляется бесчадием или потомством (Втор. 25:6-7). Возвеличивается же имя родоначальника, когда оно с уважением сохраняется в его потомстве и когда самое сие потомство приобретает славу.

И будь ты в благословение. Аврам не только благословляется сам, но и делается благословением для других как источник и как образец благословения (Быт. 28:4).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

См. Толкование на Быт. 12:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.

И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен

Великая жертва требуется от Аврама, но и великие обетования возвещаются ему за покорность воле Божией. – «И сотворю тя», – говорит Господь, – «в язык велий», т. е. произведу от тебя народ великий. От Аврама происходят многие народы: измаильтяне, идумеи, амаликитяне, из­раильтяне. Здесь идет речь об одном народе. Это народ израильский, происшедший от внука Аврамова Иакова. Он поистине велик и по многочисленности, – ибо неисчетен, как песок на берегу моря, как звезды на небе (Быт. 22:17), – и по дивной судьбе своей, ибо это народ избранный, единственный до Рождества Христова хранитель истинно­го Богопочтения, и в среде этого народа родился Спаситель мира. – «И благословлю тя». Благословение, обещанное Богом Авраму, состоит в благопоспешении Авраму во всех его делах и предприятиях: на всех его делах и предприятиях будет лежать печать особенного благоволения к нему Божия. – «И возвеличу имя твое». Не один избранный народ, но и другие народы, имеющие произойти от него, будут вменять себе в честь называть себя потомками его, будут величать имя его, как имя своего родоначальника, и назы­вать его, как особенно близкого к Богу, другом Божиим (Иак. 2:23), под каковым именем он доселе известен на Востоке. Для самих христиан имя Аврама священно, как имя отца всех верующих (Рим.4:11). Сам Бог будет назы­вать себя «Богом Аврама» (Исх. 3:6). – «И будеши благословен». С еврейского выразительнее: «будеши в благословении». Это значит: 1) то, что и Бог по особенному своему благо­волению к Авраму будет не только его благословлять, ущедрять своими милостями, но ради его будет милостив к его потомкам, подобно тому, как ради Давида, раба своего, Бог не отнимет милости у его недостойных потомков (Пс. 88:32-34); 2) что и люди будут взирать на Аврама, как на источник и на образец благословений Божиих, и потому в молитвах к Богу будут называть Его Богом Аврамовым, а когда будут выражать свои благожелания кому-либо, то будут говорить: «да благословит тебя Господь, как Он благословил Аврама» (Быт. 28:4).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Дидим Слепец

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

Как же можно понять обещание произвести от него великий народ иначе, как буквально? Ибо очевидно, что в историческом плане как раз это и произошло. Однако поистине великим народ становится, когда украшается добродетелями. И ясно, что, когда душа достигла большого преуспеяния, в ней возникает уже не человеческое величие, но небесное, то есть благословение, которое не просто произносится, но и осуществляется. Великим и прославленным становится имя, делающееся причастным добродетели и красоте, возникающей от духовного благословения, ибо доброе имя лучше богатства (Прит. 22:1).

На Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

См. Толкование на Быт. 12:1