Толкования на Быт. 12:10

Свт. Иоанн Златоуст

И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той

«И бысть глад на земли». Пусть услышат это те, которые необдуманно и неосмотрительно говорят и изъясняют, что, так как такой-то пришел, то и сделался голод, и лишь только такой-то явился, тотчас это и случилось. Вот, и при праведнике (случился) голод, и голод великий, однако ж праведник, не смущается, не поддается немощи человеческой, и не приписывает голода своему присутствию. Но как увидел он, что природа изнемогает и голод усилился, то «сниде, – сказано, – во Египет Аврам вселитися тамо, яко одоле глад на земли».

Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроял так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели. Как некое светило, сокровенное и таившееся в земле халдейской, (Бог) воздвиг его оттуда, чтобы сидящих во тьме заблуждения наставить на путь истины. Но, может быть, кто скажет: почему (Бог) не сделал праведника руководителем к благочестию для жителей земли халдейской? Можно думать, что и о их спасении (Бог) явил Свое попечение чрез других: однако ж послушай, что говорит Христос: «несть пророк бесчестен токмо во отечествии своем» (Мф.13:57). Итак Бог, чтобы исполнить свое обетование, какое дал Он праведнику, сказав: «и возвеличу имя твое», – попускает быть голоду и от этой крайности идти ему в Египет, чтобы и тамошние жители узнали, как велика добродетель этого мужа. Голод как бы какой палач, оковал его узами, насильно увлек из пустыни в Египет.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 32.

Свт. Филарет (Дроздов)

И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той

И сошел Аврам в Египет. От голода, распространившегося в Палестине, Аврам избирает убежищем Египет, потому что сия страна, будучи ниже других по своему положению и будучи орошаема рекою, не разделяет с другими невыгод бездождия. Быть может, что он предпочел Египет странам восточным и для того, чтобы не подвергнуть своего дома искушению возвращения в прежнее отечество.

…Путешествие Аврама в Египет есть продолжение очистительных его искушений. После обитания в стране Халдейской плодоносной и в Харране, где он умножил свое имущество, едва вступает он в землю обетования, как изгоняется из нее гладом. В каком мраке в сие время должны были представиться обетования Божии, и как трудно было сохраниться от преткновения самой твердой вере!

…Подобное нечто случается с человеком на внутреннем пути веры. После того как, совершив часть сего пути, он уже приемлет от Бога некоторые благодатные дары и начинает вкушать, яко благ Господь; после того как благодать как бы перстом показует ему землю обетования — внутреннее царство Божие, она сокрывается паки, и он остается сух и бесплоден, алчен и жаждущ. Опасное для него состояние есть то, когда он желает и думает найти для себя пищу в Египте — в упражнениях мира; душа нечувствительно делается пленницею его суеты и угрожается растлением от его прелестей. В сих обстоятельствах милосердый Промысл, часто нечаянными и, впрочем, иногда тяжкими ударами (ср. Быт. 12:17) сокрушает узы, привязывающие человека к миру, и возвращает его в путь свой с новою ревностью и в новой безопасности.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 10-13 И бысть глад на земли: и сниде Аврам во Египет… и рече Аврам Саре… егда увидят тя Египтяне, рекут, яко жена его есть сия: и убиют мя, тебе же снабдят. Рцы убо, яко сестра ему есмь, да добро мне будет тебе ради и будет жива душа моя тебе ради

Аврам сказал это как человек, а Сара была отведена в дом царя, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочады фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее, сам же фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женой. Ибо если бы не боялась Сара, что умертвят и ее, и мужа ее, то не отдалась бы фараону.

Блж. Иероним Стридонский

И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той

См. Толкование на Быт. 12:9

Дидим Слепец

И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той

Буквальный смысл ясен, духовный же смысл такой. Мудрые в Боге превыше земли, поскольку не принадлежат ей. Итак, в это время был голод, ибо мыслящие о земном часто испытывают голод, не слыша слово Господне; если же они будут достойны слова, то впоследствии оно когда-нибудь опять возвратится к ним. Таким образом, и Аврам приходит в Египет пожить, а не поселиться, снисходя к страдающим от голода, но не для того, чтобы жить там - подобно тому, как спутники Даниила оказались в Вавилоне не за грехи, но чтобы помочь тем, кто переселился туда за грехи (см. Дан. 1).

На Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той

Аврам бежит от голода в Египет

«И был голод в той земле…» Т. е. в земле «Негеб», или в северных пределах Аравийской пустыни, куда в конце концов спустился Аврам. Это было, конечно, новое и сильное искушение для веры Аврама: вместо того, чтобы, согласно божественному обетованию, наслаждаться различными благами от своего нового владения, он принужден на первых же порах испытывать в нем такое тяжкое лишение, как сильный голод.

«И сошел Аврам в Египет пожить там…» Так как Нильская долина Египта, славившаяся своим плодородием, лежала гораздо ниже Аравийской степи, то выражение «сошел» нельзя не признать особенно удачным. В Египет Аврам направился, вероятно, не без особого на то божественного внушения и притом лишь на время самого голода, как в подобных случаях и доселе поступают бедуины Аравии.