Толкования на Быт. 14:15

Свт. Иоанн Златоуст

и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска

См. Толкование на Быт. 14:14

Свт. Амвросий Медиоланский

и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска

Даже число имеет жизненную силу, ибо в нем жизнь, если мы верим в страдание во имя Господа Иисуса. Ведь таково толкование этого имени, о котором мы сказали: Хова, то есть «жизнь». И прекрасно сказано, что она располагалась по правую сторону Дамаска, ибо овцы по правую сторону, а козлы по левую (ср. Мф. 25:33). Опытный ум знает, кого ему призвать для завершения сражения, каким оружием снарядить, под какими знаменами вести. Он не выставляет перед войском изображения орлов или драконов, но вступает в сражение с крестом Христовым и именем Иисуса; он храбр этим знаком, верен этим знаменем. Поэтому по справедливости опытен тот ум, который стяжал истинную мудрость праведного мужа. Праведность же искусна в порицании, уличением призывает грешников назад и сдерживает натиск страстей.

Об Аврааме.

Свт. Филарет (Дроздов)

и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска

По левую сторону Дамаска. По переводу Онкелоса: к северу Дамаска. Сие объясняется тем, что евреи представляют восток переднею стороною мира, а запад заднею, и посему полдень называется правою (Пс. 88:13), а север левою стороною.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт. 14:14–20). В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя.

И нападе на ня нощию сам и отроцы его [с ним]: и порази их и гони их даже до Ховила, иже есть ошуюю Дамаска

При малочисленности своего отряда в сравнении с многочисленным войском неприятелей, Аврам мог одер­жать над ними верх только посредством военной хитрости, – он напал на них ночью, когда они беспечно спали и не ждали опасности; притом, как сказано в еврейском текс­те, напал, «разделясь», т. е. он, вероятно, разделил свой отряд на несколько частей, как сделал впоследствии Гедеон при нападении на Мадианитян, – окружил ими неприятелей со всех сторон, потом по данному знаку, с военными кли­ками вторгнулся в стан их, и этой нечаянностью произвел между ними беспорядок и испуг, а для того, чтобы не дать им опомниться от испуга и оправиться от поражения, «гони их, преследовал даже до Ховила, иже есть ошуюю Дамас­ка», или иначе – находится на севере от Дамаска [ибо восточные переднею стороною света считают восток и обращаясь к востоку имеют на левой стороне север], в двух верстах от Дамаска (Иосиф Флавий), а сам Дамаск отстоит от Дана на 100 верст. Какое участие в поражении неприятеля при­нимали союзники Аврама, не сказано, может быть, по­тому, что они занимали только сторожевой пост в то время, когда было произведено нападение на неприятельский стан.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска

«и разделившись напал на них ночью… и поразил их…» Это довольно обычный и известный из Библии стратегический прием, посредством которого малые отряды одерживали блестящие победы над большими войсками. Суть его состояла в том, что маленький отряд делился на несколько групп; и когда неприятель предавался мирному отдыху или сну, все эти отряды с военными кликами бросались на него и старались произвести панику, в чем часто и успевали, как это мы видим еще и на примере Гедеона с мадианитянами (Суд. 7:16 и д.).

«и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска» В таргуме Онкелоса определеннее указано - по северную сторону Дамаска; хотя это в сущности одно и то же: евреи различали страны света всегда обратясь лицом на восток, так что левая сторона падала всегда на север. Местечко Хова существует и доселе в двух милях от Дамаска.