Толкования на Быт. 14:22

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 22-23 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама

Велико презрение патриарха к богатству. Для чего же он с клятвою отказывается (от предлагаемого царем), говоря: «воздвигну руку мою ко Господу Богу Вышнему, иже сотвори небо и землю»?

Двум вещам он хочет научить царя содомского – тому, что он выше даров его, чем и выказал великое любомудрие, и тому, что он желает быть ему наставником в богопочтении, и как бы так учит его: я ничего не возьму от тебя, и призываю тебе во свидетели Того, Кто сотворил все, чтобы ты познал сущего над всем Бога и не считал богами (вещи) сотворенные руками человеческими. Он – Творец неба и земли, Он даровал успех и этой брани и есть виновник этой победы. Итак, не ожидай, чтобы я решился взять что-либо из твоих даров: я совершил отмщение не из-за награды, но прежде всего по любви к племяннику, а потом по долгу справедливости, (который обязывает) похищать несправедливо увлеченных в плен из рук их врагов. «От нити, – говорит, – до ремня сапожного не возму от всего твоего», то есть, ничего, даже самого малого, самого ничтожного, потому что ремнем обыкновенно называется узкая верхняя часть обуви, которую обыкновенно употребляют грубые народы. Потом представляет и причину, почему он отказывается (от даров): «да не речеши, – говорит, – яко аз обогатих Аврама». Есть у меня Податель бесчисленных благ; я пользуюсь помощию свыше, и не имею нужды в твоем богатстве, не нуждаюсь в человеческой щедрости, доволен благоволением ко мне Божиим и знаю щедрость Его в дарах. Уступив Лоту малое и незначительное, я удостоился великих и неизреченных обетований, и теперь, не принимая от тебя даров, надеюсь приобрести и большее богатство, и большее благоволение Божие. Для того-то, думаю, он и употребил клятву, сказав: «воздвигну руку мою ко Господу Богу Вышнему», чтобы тот не подумал, будто он только притворяется, как это обыкновенно бывает, но дабы познал ты, что он именно решился – не воспользоваться и малою частию из предлагаемого царем содомским. И исполнил он заповедь, данную И. Христом ученикам: «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10:8). Я, говорит, в этой брани не употребил с своей стороны ничего больше, кроме готовности и усердия; а победу, трофеи и все прочее совершил (Господь) Своею силою.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.


Одержав столь славную победу, он всем ясно показал Божие о нем промышление, и то, что столь великое дело он совершил не собственною силою, но укрепляемый вышнею помощию. Впрочем, он успел сделаться учителем благочестия для всех живших в Содоме, чрез свои беседы с царем их. Когда царь, встретившись с ним и воздавая благодарность за сделанное им, обещал уступить ему всю конницу, а себе взять только людей, – примечай здесь опять великую душу праведника, как он в одно и то же время и являет свою мудрость, показывая, что он выше таких даров, и ведет его (царя) к познанию благочестия, – то праотец не просто сказал ему: я не позволю себе взять что-нибудь от тебя, потому что я не имею нужды ни в какой подобной награде, но что? «Воздвигну руку мою к Богу Вышнему». Он как бы внушал царю: боги, почитаемые тобою, не суть боги, но камни и дерево; один есть над всеми Бог, который сотворил небо и землю.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 36.

Свт. Кирилл Александрийский

Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли

См. Толкование на Быт. 14:21

Свт. Филарет (Дроздов)

Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли

Я поднимаю руку мою к Господу. Сими словами описывается древний обряд клятвы (Втор. 32:40; Дан. 12:7; Откр. 10:5). Поднятием руки к небу выражается чувствование присутствия Божия и призывание Бога во свидетеля.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли

См. Толкование на Быт. 14:21