Толкования на Быт. 15:4

Свт. Иоанн Златоуст

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником

«И абие, – сказано, – глас Господень бысть к нему». Заметь точность Писания: сказано: «абие», т. е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скорое утешение и облегчает беседою с ним тяжесть печали: «и абие, – сказано, – глас Господень бысть к нему глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе». Этого ли, говорит, ты убоялся? Это ли умножает твою скорбь? Итак знай же, что не этот будет наследник твой, «но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе». Не смотри на природу человеческую, не думай ни о своей старости, ни о бесплодности Сары, но веруя в силу Того, Кто обещает тебе, перестань унывать, утешься и будь уверен, что будешь иметь наследника, который родится от тебя.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 36.

Свт. Амвросий Медиоланский

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником

Если для исправления недостаточно слов Авраама, послушай изречение Бога, осуждающего наследование такого рода. Не будет он, - сказано, - твоим наследником, но тот, кто произойдет от тебя, будет твоим наследником. О ком же другом Он говорит? Ведь также и Агарь родила ему сына Измаила (см. Быт. 16), но Он говорит не о нем, а о святом Исааке. И поэтому Он добавил: кто произойдет от тебя. Ведь тот поистине произошел от Авраама, кто родился в законном браке. В Исааке мы можем узнать того поистине законного сына, Господа Иисуса, о Котором в начале Евангелия от Матфея мы читаем, что Он был Сын Авраама (Мф. 1:1); Который поступал как истинный потомок Авраама, украшая наследие прародителя. Через Него Авраам обратился к небу и познал, что слава его потомства будет не менее яркой, чем сияние небесных звезд. Ибо как звезда от звезды разнится в славе, так и воскресение мертвых, - сказал апостол. Даруя приобщение к Своему Воскресению, Господь сделал людей, которых смерть обыкновенно скрывала в земле, причастниками Царства Небесного.

Свт. Кирилл Александрийский

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником

См. Толкование на Быт. 15:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником

Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. Здесь под видом и по случаю устроения дома Аврамова Господь бросает новый луч света на Свое благодатное обетование: Он показывает, что семя обетования будет вкупе и естественное семя его.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.

И абие глас Господень бысть к нему, глаго­лющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе

Аврама, смущаемого безчадием и помышлявшего об усыновлении домочадца, Господь успокаивает прямым удостоверением, что не чужой, а родной его сын будет наследником его.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником

Бог обещает ему сына и многочисленное потомство

«не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих…» В греческой, латинской и нашей славянской Библии этот стих начинается наречием: «тотчас», по поводу чего Златоуст говорит: «Заметь точность Писания: сказано: тотчас, т. е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скоро утешение, и облегчает беседою с ним тяжесть печали». Бог преподаст Своему верному рабу самое сильное утешение, исцелявшее его главную сердечную рану, нанесенную отсутствием прямого, естественного потомства: Он, именно, торжественно возвещает Авраму, что не чужой домочадец, а собственный, родной его сын будет действительным его наследником.