Толкования на Быт. 16:4

Свт. Иоанн Златоуст

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою

«И вниде, – сказано, – ко Агари и зачат». Смотри, как Сара узнает, что не в праведнике (Аврааме) была причина их бесчадия, а в ее собственном неплодстве: вот тотчас же за сожитием последовало зачатие. Но посмотри теперь на неблагородство рабыни и на слабость женского пола, чтобы и отсюда видеть великую кротость праотца. «И виде, – сказано, – яко во чреве имать, и укорена бысть госпожа пред нею». Таков обычай рабов: получив малое счастие, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этою рабою. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 38.

Свт. Амвросий Медиоланский

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою

См. Толкование на Быт. 16:3

Свт. Филарет (Дроздов)

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою

Стала презирать госпожу свою. Вероятно, что Агарь вышла из пределов должного к госпоже почтения в надежде быть более ее самой угодною Авраму, если родит ему наследника (Быт. 29:34). Между тем должно приметить в сем случае праведно постигшее Сару наказание за маловерие или, по крайней мере, за излишнюю нетерпеливость, с коими она хотела сама доставить себе детей вопреки естественному своему состоянию, вместо того чтобы ожидать их только от обетования и воли Божией, очевидно руководствовавшей Аврама.

Толкование на Книгу Бытия.

Дидим Слепец

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою

См. Толкование на Быт. 16:3

Лопухин А.П.

Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою

Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары

«Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою…» На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости (Быт. 24:60; Исх. 23:26; Втор. 7:14); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье (Быт. 30:1, 23; Лк. 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой.