Толкования на Быт. 17:19

Свт. Иоанн Златоуст

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него

Это именно тот, которого Я обещал тебе с самого начала; на нем-то исполнятся Мои обетования. Поэтому Я и говорю тебе наперед не только то, что он родится, но и то, как ты назовешь его, и то, что с ним Я положу завет Мой, и не с ним только, но и с «семенем его по нем».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 40.

Свт. Кирилл Александрийский

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него

Исаак первый, кто получает имя по повелению Божию, будучи назван по пророчеству «смехом», который благословляется после плача. И всякого, кто получает обетование «они рассмеются», прекрасно можно назвать Исааком (ср. Лк. 6:21).

Катены на Бытие.

Свт. Филарет (Дроздов)

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него

Точно. Сим словом начинается ответ Божий на недоумение Авраама и ходатайство о Измаиле; и оное показывает, что Бог не нашел в словах его никакого предосудительного пререкания воли Своей: не отвергая его чувствований, Он благоволил только прекратить его изумление, подтвердить и объяснить Свое предречение.

Исаак. Значит: рассмеется, или, по разуму, в каком употреблено сие слово выше в сказании о Аврааме, возрадуется. Такое знаменование имени Исаака есть воспоминательное, в отношении к чувствованию Авраама при обетовании о нем; пророчественное, ибо то же обстоятельство смеха или радости возобновляется при последующем откровении Сарре (Быт. 18:12) и по рождении Исаака (Быт. 21:6); таинственное, поелику относится к вере и любви Авраама, по которым он рад был видеть день Христов и, видев, возрадовался.

И Я поставлю завет Мой с ним. Не разумеется здесь один внешний завет обрезания, ибо в сем завете находился и Измаил, однако Бог не обещает и с ним поставить завет Свой, а только с Исааком (Быт. 17:21). Итак, завет Божий с Исааком есть тот вечный завет, который, обветшав во Израиле, обновлен во Христе, в котором Бог помянул милость свою к Аврааму и семени его до века (Лк. 1:54-55).

…Как в Измаиле представлено состояние ветхозаветное и рабское по закону, то в новом обетовании о Исааке, паче прежних ясном и близком к событию, можно видеть ближайшее приготовление человека к состоянию новозаветному, к рождению в свободу чад Божиих

…Благословенный плод веры и обетования нарицается Исааком, то есть радостию: самое знаменательное наименование плода духовного, жизни внутренней также радость (Гал. 5:22), и радость в Духе Святом (Рим. 14:17).

…Имя Исаака преднаречено в откровении до его зачатия. Равным образом и имя Иисуса (Лк. 1:31).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него

См. Толкование на Быт. 17:15

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака.

Рече же Бог ко Аврааму: ей, се Сарра жена твоя родит тебе сына, и наречеши имя ему Исаак. И положу завет Мой к нему в завет вечен

Господь с новой силой удостоверяет Авраама в том, что родится ему от Сарры сын, – и преднарекает ему даже имя: Исаак. Имя это означает: «рассмеется». Оно долженст­вовало напоминать Аврааму то чувство радости, какое волновало его душу, когда изречено было ему обещание о рождении ему сына от неплодной Сарры: он тогда «рассме­ялся» (В паремии это слово опущено Быт. 17:17)) смехом радости. Равно и Сарра будет видеть в имени сына намек на свой смех, ибо и она, как увидим, «рассмеется», когда услышит то же обетование (Быт. 18:12; Быт. 21:6). Кроме того, к сказанному бытописателем о смехе Авраама можно относить слова Христовы: «Авраам… рад был уви­деть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Ин. 8:56). Если так, то имя Исаака могло оживлять в нем радость не только о рождении Исаака, но и о Христе, воплощение Которого он прозревал сквозь образ родного сына своего. – «И положу завет Мой к нему в завет вечен». У Авраама был уже сын от Агари, и будут дети от Хеттуры, на которой он женится по смерти Сарры; но не с ними поставляется завет вечный, а с сыном обетования, хотя и они будут иметь знак завета – обрезание. Только Исаак и его потомки будут находиться под особенным покровительством Господа, только с ними Он поставляет завет, говоря: «да буду ему в Бога и семени его по нем» [В паремии сии слова завета опущены]. Следующие за сим четыре стиха вошли в состав паре­мии из повествования, содержащегося в 18 главе Бытия, о посещении Авраама тремя Странниками, т. е. Самим Богом (Быт. 18:13) с двумя ангелами (Быт. 19:1. Событие это случи­лось вскоре после установления обрезания, за год до рож­дения Исаака.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него

Обетование о рождении Исаака

«и ты наречешь ему имя: Исаак…» Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него сына, Господь на этот раз еще яснее и определеннее говорит, что сын обетования будет собственным сыном его и девяностолетней жены его Сарры, причем впервые определил и имя этого сына - «Исаак», а двумя стихами ниже указал и самое время его рождения, сказав, что он произойдет ровно через год после данного предсказания (Быт. 17:21). Имя «Исаак» с еврейского языка значит «смех, или радость» (собственно это форма futurum - «он воссмеется, возрадуется») и, очевидно, в самом себе носило указание на радость престарелых его родителей по поводу его рождения, радость, выразившуюся, между прочим, и в смехе их обоих (Быт. 17:17 и Быт. 18:12). Не иное что, как именно это, имел в виду и сам Спаситель, когда говорил об Аврааме, что «он рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).