Толкования на Быт. 18:17

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать

Когда ангелы ушли, «рече (сказано в Писании) Господь: не утаю от Авраама, раба моего, яже Аз творю». Какое великое снисхождение Божие, и как эта почесть оказанная праведнику, превосходит всякое слово! Смотри, как Он беседует с праведником точно как человек с подобным себе человеком, показывая нам этим, какой чести удостаиваются от Бога люди добродетельные. А чтобы ты не подумал, что столь великая почесть праведнику есть дело единственно благости Божией, смотри, как божественное Писание научает нас, что праведник и сам собою заслужил такую честь, с полным послушанием исполняя повеления Божии. Именно, Господь, сказав: «не утаю от Авраама, раба моего, яже Аз творю», не тотчас однако ж говорит о том, что имело быть; иначе следовало бы Ему прибавить и сказать, что Он намерен предать огню Содом. Впрочем, нужно обратить внимание еще и вот на что (потому что не надобно оставлять без внимания ни одного слова, ни одной черты во всем том, что заключается в божественном Писании): сколько, думаешь, почести в этих самых словах: «Авраама раба моего?» Какая любовь, какое благоволение! В этих-то особенно словах оказывается все преимущество и вся честь праведника.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 42.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать

Тогда Господь сказал. Следующая речь Божия содержит в себе три вещи: приготовление Авраама к откровению, побудительную причину откровения (Быт. 18:18-19) и самое откровение о Содоме (Быт. 18:20-21).

Утаю ли и проч. Бог предваряет Авраама о последующем откровении Своей воли так как бы не мог утаить ее от него. Такова есть близость людей облагодатствованных к Богу. Он как бы не имеет для них тайны (Пс. 24:14). Его воля как бы естественно отражается в душе, Ему преданной.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать

Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры.

Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству (Быт. 12:3; Быт. 13:16; Быт. 15:5; Быт. 17:5-6), причем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетований, со стороны последнего состоявшие в верности Всевышнему или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения - это близость к Господу (по-еврейски — Иегове) и достижение всех обетований; а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Ему и развращении Израиля, - это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре.

«утаю ли Я от Авраама (раба Моего)…» Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае — мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и Апостол Иаков (Иак. 2:23) делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют — «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами (2 Пар. 20:7; Ис. 41:8; Иак. 2:23 и др.).