Толкования на Быт. 18:21

Свт. Иоанн Златоуст

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

См. Толкование на Быт. 18:20

Свт. Кесарий Арелатский

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

Язычники, и особенно бесчестные манихеи, обыкновенно ставят нам в упрек, что будто бы Бог Закона Сам не ведал, что происходило у живущих в Содоме. Теперь же мы в трезвом рассудке отвечаем, что Бог знает праведников одним путем, а грешников - другим. Что сказано относительно праведных? - Познал Господь Своих (2 Тим. 2:19). Что сказано о грешниках? - Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23)… Что же тогда означает: Я не знаю вас? - Я не признаю в вас подобия Своего, не признаю в вас Своего образа (ср. Быт. 1:26). Моя справедливость знает, что в вас заслуживает наказания, но Моя милость не находит в вас ничего, что Я бы мог увенчать. Потому, если дела человека недостойны Бога, то о нем говорится, что он недостоин и знания Божия. Я сошел посмотреть - не с целью узнать, что они творят, но чтобы сделать их достойными Моего знания, если Я найду среди них праведного, раскаивающегося или того, кого следует знать.

Проповеди.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

Бог, явившись человеку (святому Аврааму, патриарху и пророку) во образе человека, чтоб человек был способен внимать словам Его, употребляет и образ речи человеческий, чтоб речь эта могла служить назиданием по удобопонятности и удобоприложимости своей для всех человеков, и самых простейших. Всеведущий, всевидящий и вездесущий Бог говорит: Сошед убо, узрю. Сошед, узрю, точно ли совершаются в Содоме и Гоморре те великие беззакония, о которых слух восходит ко Мне. В этих словах таится мысль: «Не верю слуху; намереваюсь удостовериться собственным исследованием, собственным усмотрением». В этих словах заключается наставление нам, чтоб мы не скоро верили словам оклеветывающего и оклеветывающих кого-либо, чтоб мы не спешили осуждать ближнего, наказывать и казнить, чтоб мы не спешили к обязанностям строгости и жестокости, к ремеслу и достоинству палачей, прежде нежели сами не увидим, не узнаем с достоверностью того, в чем обвиняется ближний. Свойственно скудоумию, легкомыслию, свойственно слабой, невозвышенной душе вверяться с поспешностью словам клеветников, гневаться на оклеветанного, устремляться на него с мщением и казнями, не узнав об оговоре, справедлив ли он, или нет. Часто бывают злоба злых началом злой молвы, а легковерие легкомысленных причиною распространения этой молвы. Злой слух должно поверять собственным судом. Научая нас этому, Бог представляет в образец Свое Божие действие. Вопль Содомский и Гоморрский, - говорит он,- умножится ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются. Как всеведец, Он знал в точности грехи содомлян и гоморрян, но возлагает на Себя действие, свойственное существам ограниченным, чтоб мы действовали соответственно нашей ограниченности, не восхищая себе действия, соответственного существу неограниченному, которого и слух и зрение не могут быть ошибочными, которое не подвержено обману и обольщению.

Услышав вопль содомский, Бог не простирает немедленно руки на казнь, предваряет казнь точнейшим исследованием дела, хотя дело и без исследования было известно Ему самым точным образом.

Аскетическая проповедь.

Свт. Филарет (Дроздов)

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

Пойду посмотреть и узнать, довершилось ли и проч. То есть достиг ли уже Содом крайней степени своих беззаконий, и его растление так ли уже совершенно, что и долготерпение бесполезно, и исправление невозможно (1 Цар. 20:33). Дабы согласить испытательное посещение Содома с Божиим всеведением, должно вообразить, что Бог, в оправдание судеб Своих и в наставление родов будущих, благоволит открыть Аврааму, с одной стороны, крайнее нечестие Содомлян, с другой — Свое долготерпение и, наконец, осуждение праведное. В Его воле состоит изъяснить все сие или словами человеческого языка, или другими внятными знамениями. Итак, Он избирает для сего чувственное действие испытательного посещения, которое для имеющих простые о Божестве понятия знаменательнее словесных объяснений. Чувственное посещение Содома нужно было также для избавления Лота, а принятый Богом вид невидимости имел еще то отношение к Аврааму, что вызывал его к ходатайству за Лота, которое и видно в продолжении сего разговора.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

См. Толкование на Быт. 18:16

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18:20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.

Сошед убо узрю, аще [действительно ли] по воплю их грядущему ко Мне [грехи] совершаются: аще же ни, да разумею

Речь Господа, как и в предшествующем стихе, челове­кообразная, соответственно тому, что Он в виде человека явился Аврааму. В предшествующем стихе Он является судящим о преступлениях в Содоме и Гоморре по слуху, издали, но здесь Он представляется недовольствующимся таким суждением: Ему хочется Своими глазами видеть то, о чем вопль дошел до Его слуха; Он, как свойственно беспристрастному Судии, не спешит с приговором на пре­ступников, но предварительно намерен на месте преступ­лений удостовериться в том, действительно ли они могут долее оставаться безнаказанными. Он пошлет в это место двух ангелов, и чрез них, как чрез Свои «очи», усмотрит, «действительно ли по воплю, грядущему к Нему из Содома и Гоморры, грехи совершаются». «Аще же ни, да разумею», т. е. если чрез ангелов откроется, что грехи Содомлян и Гоморрян не достигли крайней степени, тогда видно будет, что Мне нужно делать: дать ли им еще время на покаяние, или подвергнуть их исправительному наказанию. – Смысл слов Божиих, если обнажить его от человекообраз­ной оболочки, таков: Господь, хотя по всеведению Своему знает все, что творится в преступных городах, и хотя пра­восудие Его требует казни им, но, по долготерпению Свое­му, Он хочет дать им еще последний случай показать, каковы они, – не для того, чтобы отягчить их вину, а чтобы никто после не дерзнул ни сказать, ни помыслить, будто наказание им слишком строго. «Скверный да осквернится еще» Апок. 22:11), и тогда уже не будет ему пощады: мера его неправды и развращения переполнилась. Случай с ан­гелами, посланными Господом в Содом и здесь, в доме Лота, подвергшимися опасности сделаться жертвой тех преступлений, которые вопияли пред Богом о наказании преступникам, – показал, как безнадежно было их нрав­ственное состояние (Быт. 19:18).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Ориген

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

Вот слова Священного Писания, посмотрим, что же следует под ними понимать. Написано: сошел, чтобы посмотреть. Когда ответы даются Аврааму, то о Боге не говорится, что Он спустился, а говорится, что перед Ним стоит, как мы уже объяснили выше… Но теперь, поскольку вынуждают грешники, говорится о Боге: сошел. Смотри, не помышляй о спуске и подъеме пространственном, ведь в священных книгах часто встречается такое, как у пророка Михея: Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли (Мих. 1:3). Поэтому о Боге говорится «спускается», «снисходит», когда он удостаивает Своим вмешательством порочного человека. Это особенно следует понимать касательно Господа и Спасителя нашего, Который, будучи образом Божиим, не почел хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2:6-7). Поэтому Он снизошел, ведь никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Потому что Господь снизошел не только, чтобы заботиться о нас, но также чтобы понести то, что наше. И хотя Сам по природе невидим и равен Отцу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил. 2:7).

И в Своем снисхождении Он опускается до одних и поднимается вместе с другими, и оказывается выше. Он поднимается с избранными апостолами: и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними (Мк. 9:2). На этом основании Он «над» с теми, кого учит таинствам Царства Небесного - но Он «внизу» с толпами людей и с фарисеями, чьи грехи порицает, и там в самом низу пребывает с ними. …Он бы мог преобразиться внизу, но поднялся наверх с теми, кто мог следовать Ему, и только там преображается.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

«сойду и посмотрю…» Слова эти - снисхождение к нашей немощи, для более понятного выражения той мысли, что божественный суд основывается на самом полном и непосредственном знакомстве с самым предметом этого суда. (Пс. 72:2; Ис. 11:3; Притч. 18:13; Мф. 7:1).

Также это косвенно подтверждает, что Господь сопутствовал Ангелам, но не был в образе человеческом, так как они пошли в Содом пешком.