Толкования на Быт. 18:27

Свт. Иоанн Златоуст

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел

См. Толкование на Быт. 18:24

Свт. Кирилл Иерусалимский

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел

Велик был и достоин чести Авраам, но велик между человеками, а когда является пред Богом, тогда чистосердечно открывает истину: «аз есмь земля и пепел». Сказав, что он «земля», не остановился, чтобы не наименовать себя стихией великой, но присовокупил, что он и «пепел», чтобы представить бренность и слабость свою. Есть ли что, говорит он, менее и ничтожнее пепла? Сравни, говорит, пепел с домом, дом с городом, город с областью, область со страною Римскою, страну Римскую со всей землей и со всеми пределами ее, а всю землю с небом, ее вмещающим в себе; она такое же имеет отношение к небу, какое ступица к целой окружности колеса: точно такое отношение земли к небу. Притом представь, что это видимое первое небо меньше второго, а второе третьего; столько их наименовало Писание не потому, чтобы было их столько, но потому, что столько из них знать нам нужно. И если бы ты познал умом своим все небеса, то и небеса не могли бы восхвалить Бога достаточным образом, хотя бы и грома звучнее был глас их. Если же настолько пространные небеса не могут достойно воспеть Бога, то неужели «земля и пепел», вещь самомалейшая и ничтожная, будет в состоянии достойную песнь воссылать Богу или достойно сказать о Боге, «содержащем круг земли: и живущия на ней яко пруги» (Ис. 40, 22)?

Поучения огласительные. Поучение 6.

Прпп. Варсануфий и Иоанн

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел

Вопрос. Отец мой! Сотник, употребив дивное оное смирение, счел себя недостойным посещения Владыки, и вера его удостоилась похвалы; Авраам же (напротив) убеждал и, припав к ногам, молил Его войти к нему в кущу, хотя и приступил к Нему как к человеку, не зная, что то был Сам Владыка. Ужели Авраам не имел смирения? Добродетель сотника выше ли добродетели Патриарха? Ибо смирение (как вы всегда учите) имеет первенство среди добродетелей. Объясни же мне силу и различие добродетелей обоих, потому что один (смиряясь) не принял посещения (Господня) и удостоен похвалы, а другой с любовью принял оное и также удостоен похвалы.

Ответ. Оба они были совершенны в вере к Богу и по приличию времени употребили веру и смирение, ибо и Патриарх Авраам сказал: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27); а то, что он так о себе думал, не показывает ли, что он не считал себя достойным и странноприимства, но, как муж совершенный, принимал равно всякого человека, не различая грешных от Святых; о нем-то и о Лоте было сказано: страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще неции, странноприяша Ангелы (Евр. 13:2). А если бы Авраам познал, что то был Сам Владыка, он, без сомнения, употребил бы слова сотника, ибо никого не находим смиреннее признающего себя землею и пеплом. Также и сотник употребил смирение в приличное время, познав, что то был Спаситель наш. Мы же говорим, что он притом имел и добродетель страннолюбия, ибо не без дел была его вера, и Христос похвалил не праздную веру, то есть (утверждаем), что вера его сопровождалась делами, и что во время странноприятия и он употребил бы усердное прошение ко всем, подобно Патриарху Аврааму. Итак, находим, что оба они были совершенны.

Прп. Максим Исповедник

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел

Не достигший еще ведения Божественного, любовью вдохновляемого, много думает о том, что им делаемо бывает по Богу; а сподобившийся получить таковое от сердца повторяет слова Патриарха Авраама, которые сказал он, когда удостоен был Божия явления: аз есмь земля и пепел.

Главы о любви.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18:20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.

Ст. 27-32 И отвещав Авраам, рече: ныне начах [теперь я решился] глаголати ко Господу моему, аз же [хотя я] есмь земля и пепел: аще же умалятся пятьдесят праведницы в четыредесят пять, погубити ли ради четыредесяти пяти весь град? И рече: не погублю, аще обрящу тамо четыредесят пят. И приложи [продолжал Авраам] еще глаголати ко Господу и рече: аще же [если же] обрящутся тамо Четыредесять? И рече: не имам погубити четыредесяти ради. И рече [Авраам], что, Господи, [ничего Господи], аще возглаголю [еще]? Аще же обрящется тамо тридесять? И рече: не погублю тридесяти ради. И рече [Авраам] понеже [еще] имам глаголати Господу Богу моему: аще же обрящутся тамо двадесять? И рече: не погублю, аще обрящутся тамо двадесять. И рече [Авраам]: что, Господи, [ничего Господи], аще возглаголю еще единою? Аще же обрящутся тамо десять? И рече: не погублю десятих ради

В беседе Авраама с Господом открывается, с одной стороны, великое смирение: он чувствует и исповедует, что он – «земля и пепел», существо ничтожное пред Тем, с Кем беседует, – но, с другой стороны, великое дерзновение пред Ним в ходатайстве за людей, угрожаемых погибелью, в числе которых был Лот, его племянник. Это дерзновение, эта настойчивость Авраама возрастает с каждым благо­склонным ответом Господа на его ходатайство. Господь Иисус требует, чтобы с подобною святою настойчивостью или «неотступностью» люди всегда умоляли Бога о своих нуждах, и говорит: «просите и дано будет вам,.. стучите, и отворят вам» (Лк. 11:10; 18:8). Господу угодно, чтобы люди, не стесняясь мыслию о беспредельном рас­стоянии, отделяющем их от Творца, прямо устремлялись к сердцу Его с молитвой веры и не ослабевали в подвиге сей молитвы. Господь поставил Себя в такое отношение к людям, что не только Сам действует на них Своею благо­датью, но и людям допускает действовать на Него силой веры.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять

«Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел…» Ободренный успехом своей первой просьбы, Авраам продолжает свое заступничество с еще большим дерзновением, хотя и исполненным в то же время высокого смирения. Доказательством такого смирения перед величием Всевышнего служит его сравнение с прахом и пеплом, сравнение - полное глубокого внутреннего значения, в смысле указания на начало («прах от земли», Быт. 2:7) и конец (Еккл. 12:7) земного существования человека.

Толковая Библия.