Толкования на Быт. 19:15

Свт. Амвросий Медиоланский

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города

Будем бежать, подобно Лоту, от содомских преступлений, которых он боялся больше наказания! Будучи, несомненно, благочестивым человеком, он бежал от заразы злодеяний, заперев свой дом от содомлян, и, когда жил среди них, не был знаком с ними, не ведал их пороков и отвращался их бесчестья. Убегая, он не обернулся к ним, потому что не желал жить с ними. Стало быть, бежит, подобно Лоту, тот, кто отрекается от пороков, отказывается от нравов соотечественников, кто не оглядывается назад, но, мысленно проникая, вступает в тот вышний город и не покидает его до смерти Первосвященника, Который понес грех мира (ср. Евр. 5:1-10, 9:11-12). Он действительно умер, но Он умирает за каждого, кто крестится в смерть Христову, чтобы мы погреблись вместе с Ним, воскресли с Ним и ходили в обновлении Его жизни (ср. Кол. 2:12; Рим. 6:4). Твое бегство - благо, если твое сердце не подражает замыслам грешников и их помышлениям (ср. Пс. 1:1). Твое бегство - благо, если твое око избегает кубков и чаш, дабы не стать завистливым, удерживаясь вином (ср. Притч. 20:1, 23:31-32). Твое бегство - благо, если твое око отвращается от чужой жены, так что язык сохраняет истину (ср. Притч. 23:33). Твое бегство - благо, если ты не отвечаешь безрассудному в его безрассудстве (ср. Притч. 26:4). Твое бегство - благо, если ты удерживаешь свои стопы от пути безумцев. Ибо у кого плохие вожди, тот сбивается с пути, но если ты хочешь бежать хорошо, то сделай пути твои далекими от их речей (ср. Притч. 5:8).

О бегстве от мира.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 15-16 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города

Не медли, говорят; уже настает время их погибели; спасай же себя, и жену свою, и двух своих дочерей; а те, которые не захотели послушаться твоего совета, спустя немного погибнут вместе с прочими. Не медли же, чтобы и тебе самому не погибнуть вместе с беззаконниками. И смутились, услышав это, Лот, и жена, и дочери его. «Смутишася», сказано, то есть, устрашились, пришли в великий испуг, обеспокоились от такой угрозы. Тогда ангелы, заботясь о праведнике, «взяша, – сказано, – за руку его». Теперь Писание не говорит уже о них, как о обыкновенных людях, но, так как они хотели навести казнь (на город), то прямо называет их ангелами, и говорит: «взяша за руку его, и за руку жены его за руки двух дщерей его, понеже пощаде и Господь». Прикосновением руки они ободряли их, укрепляли их дух, чтобы страх не ослаблял их сил. Поэтому Писание и пояснило: «понеже пощаде и Господь».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 43.

Лопухин А.П.

Ст.15-16 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота… и как он медлил… вывели его…» «Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании Ангелов. Поэтому Ангелы «по милости Господней» выводят его силой» (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь впервые два мужа определенно названы «Ангелами» (15 с.)