Толкования на Быт. 19:30

Свт. Иоанн Златоуст

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его

Праведник, еще будучи в сильном страхе по случаю казни, постигшей жителей Содома, отходит далеко и поселяется «в горе», как сказано, с дочерьми своими. Он остался таким образом в совершенной пустыне и уединении только с двумя дочерьми, поселившись на горе.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 44.

Свт. Филарет (Дроздов)

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его

Сказание о роде Лота может иметь две цели: объяснить заключительную мысль предыдущего повествования, что Лот сохранен ради Авраама, и дать Израильтянам нужное для них понятие о происхождении Моавитян (Быт. 19:37) и Аммонитян (Быт. 19:38).

Боялся жить в Цоаре. Лота устрашить могли близость продолжающегося содомского пожара и содомские нравы жителей Цоара. Но как он был уже обнадежен Богом в безопасности города (Быт. 19:21), то бегство из него было действием маловерия, почему и сопровождалось еще новым замешательством.

Жил в пещере. Сей род жилища, хотя показывает нужду, впрочем, не был необычайным в странах, лежащих около Иудеи (Ав. 1:3).

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его

Спрашивается: почему сначала Лот предпочёл Сигор бегству на гору и пожелал его пощады для своего обитания (Быт. 19:18­-22), а теперь снова переселяется на гору? Я отвечу, что правильным является следующее соображение евреев о Сигоре: этот город назывался сначала Бела, а затем Салиса, потому что часто подвергался разрушениям по причине землетрясений. И Лот был охвачен страхом и говорил: «Если этот город часто подвергался разрушениям, в то время как прочие города до сих пор стояли, то тем более теперь при всеобщей разрухе, может ли он ожидать пощады?» [И евреи считают], что в виду такой ненадёжной обстановки он также положил начало соитию с дочерьми. [Но] поскольку он видел, что прочие города уже разрушены, а этот ещё стоит, и сам он вырван из беды помощью Божьей, то ему не следовало сомневаться, по крайней мере, относительно того, о чём он прежде слышал как о дарованном себе [Богом]. Поэтому то, что говорится в оправдание дочерей (они полагали, что прекратился человеческий род, и потому легли с отцом), не извиняет отца.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его

«И вышел Лот из Сигора, и стал жить в горе, и с ним две дочери его…» Несмотря на данное Богом Лоту соизволение жить в Сигоре (Быт. 19:21–22), он еще раз проявляет свое малодушие: бежит из него и скрывается в горах, вероятно, в тех самых Моавитских горах, которые первоначально и были назначены ему самим Богом в качестве надежного убежища (Быт. 19:17).

Толковая Библия.