Толкования на Быт. 20:7

Свт. Иоанн Златоуст

теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои

Посмотри, как Бог открывает добродетель праведника; называет его пророком и как бы самого царя располагает просить его о помиловании. «Помолится, – говорит, – о тебе, и жив будеши». Он, опасаясь от тебя смерти, устроил такой замысел и едва сам не содействовал бесчестию Сарры; но знай, что его молитвы сохранят тебе жизнь. Но чтобы царь, воспламененный страстью и прельщенный красотою Сарры, не пренебрег повелением, Бог наводит на него страх и угрожает подвергнуть его тяжкому наказанию. «Аще не отдаси, – говорит, – веждь, яко умреши ты и вся твоя». Не только ты сам, говорит, понесешь наказание за преслушание, но из-за тебя смерть постигнет и весь твой дом. Для того Бог и возвещал ему все это в ночное время, чтобы, приняв внушение в тишине, он с большим страхом исполнил повеление.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 45.

Катены на Бытие

теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои

В каких случаях Авраам является пророком? Сначала он говорит Сарре, сходя в Египет: ты красивая женщина, и если египтяне увидят тебя, они убьют меня и возьмут тебя себе (ср. Быт. 12:12). Затем, когда приносил в жертву Исаака на горе, он говорит отрокам: останьтесь вы здесь, а я и сын взойдем на эту гору и, принеся жертву Господу, возвратимся к вам (ср. Быт. 22:5). И, наконец, поскольку он один или один из немногих обладал знанием Бога - и Господь свидетельствует о нем, что он пророк, говоря: возжелал Авраам увидеть день Мой (ср. Ин. 8:56), то есть когда он узрел Господа через пророчество. Следует отметить еще и то, что совершающий беззакония должен прекратить их, и таким образом, по молитве благочестивого, он избавится от наказания.

Свт. Филарет (Дроздов)

теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои

Пророк נביא (производил ли от נוב износить плод, в переносном смысле, произносить слова (Притч. 10:31) или лучше от арабского נבא возвещать), вообще, значит вестника или истолкователя. В сем значении Аарон называется пророком Моисея (Исх. 7:1). Авраам именуется пророком наипаче по тому отношению, что Бог хочет чрез него как истолкователя принять молитву Авимелеха. И в последующие времена пророки были как вестниками воли Божией между человеками, так и вестниками прошений человеческих пред Богом; и молитва была камнем испытания истинных пророков (Иер. 14:11; Иер. 27:18).

Слово נביא пророк приводит некоторых в искушение сомневаться в подлинности или неповрежденности книг Моисеевых, ибо говорят, слово сие вошло в употребление уже после времен Судей (1 Цар. 9:9). Но изречение книги Царств, подавшее случай к сему сомнению, значит только то, что слово прозорливец вышло из употребления народного и что вместо его сделалось употребительным слово пророк, а не то, что сие последнее слово до того времени совсем не существовало в языке. Должно полагать, что сие слово употреблялось издревле; что во времена судей в народном разговоре оно заменено было более понятным по происхождению словом ואה видящий, или прозорливец; наконец, в царские, более образованные, времена при помощи книг опять вошло во всеобщее употребление.

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои

Мы уже прочли в книге Бытия те места, где говорится, что после явления трех мужей, после гибели Содома и спасения Лота, не то из-за своего гостеприимства, не то из-за родства с Лотом, Авраам поднялся оттуда к югу и пришел к царю филистимлян. Сообщается также, что у него был уговор со своей женой Саррой, что он будет называть ее не женой, а сестрой (см. Быт. 20:2); и что царь Авимелех взял ее, и пришел Бог к Авимелеху ночью и сказал ему: Я удержал тебя от греха предо Мною, потому не допустил тебя прикоснуться к ней, и так далее. Затем Авимелех отдал ее мужу ее и в то же время допросил Авраама, что тот имел в виду, когда делал это, когда не доверил ему правду. Говорится также, что Авраам, как пророк, молился за Авимелеха, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать (Быт. 20:17). И всемогущий Бог позаботился также о том, чтобы даже рабыни Авимелеха исцелились, ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт. 20:18). Но они начали рождать, потому что помолился Авраам Богу. Если кто желает слышать и понимать эти слова буквально, тому следует найти себе слушателей среди евреев, но не христиан. Но если он желает быть христианином и учеником апостола Павла, пусть услышит слова Павла: Закон духовен (Рим. 7:4), которые утверждают аллегорический смысл, когда Закон говорит за Авраама и его жену и его сыновей (ср. Гал. 4:21-31). И хотя никто из нас не может с легкостью обнаружить, что за аллегорию содержат приведенные слова, тем не менее каждый может и должен молиться, поскольку, когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается с сердца (2 Кор. 3:16).

Господь есть Дух (2 Кор. 3:17) - Господь может убрать завесу буквы и открыть свет Духа. И мы можем сказать, что мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:18).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои

«он пророк…» Здесь в еврейском тексте в первый раз употреблен термин «наби», служащий техническим обозначением специального служения в Ветхом Завете. Основываясь на свидетельстве кн. Царств (1 Цар. 9:9), некоторые говорят, что этот термин сравнительно позднейшего происхождения, которому в период судей предшествовал термин — «роэ» (провидец); отсюда выводят, что и все Пятикнижие — произведение позднейшей эпохи. Но более глубокий анализ Пятикнижия и более полная история термина «наби» свидетельствуют как раз о противоположном.

Несомненно, что термин «наби» весьма древнего, до моисеева происхождения; но первоначально он не имел технического смысла, а соответственно значению своего корня («наба» — говорить), указывал на человека, с которым говорил Бог или который сам говорил с Богом, вообще — стоял к Нему в более близких, непосредственных отношениях, возвещал Его волю и ходатайствовал перед Ним за других (7 ст.; Исх. 7:1, 15:20; Чис. 11:29; Втор. 13:1; Суд. 6:8; 1 Цар. 9:9; 3 Цар. 22:7 и др.). С течением времени подобные лица получили особое наименование «роэ» — провидцев, или прозорливцев, по более осязательному свойству их — предсказывать будущее; так было преимущественно в эпоху судей. Но в период царей, когда стали внимательно изучать Пятикнижие, снова было восстановлено и древнее название пророков — «наби», как более полно выражающее идею их — посреднического между Богом и людьми — служения.