Толкования на Быт. 22:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

Заметь и здесь великое благоразумие праведника: он хотел скрыть (свое намерение) даже от слуг своих, во всем показывая пламенное усердие и решительную готовность исполнить волю Божию. Он знал, что это дело было новое и необычайное и что прежде его никто другой не делал ничего подобного, – и потому скрывает его от рабов и, оставляя их с ослом, говорит: «сядите зде; аз же и детищ пойдем до онде, и поклонившеся возвратимся к вам». Он говорил это, не зная, что будет так; но пророчествовал, вероятно, сам того не зная. А слугам говорил так конечно для того, чтобы скрыть от них настоящее дело и заставить остаться на том месте. Затем праотец отошел с сыном.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.


Три дня про­должалось путешествие. И эта продолжительность пути может служить для тебя показателем твердости души праотца. В самом деле, если бы место жертвоприношения находилось по­близости, тогда горячность веры легко имела бы перевес над чувством любви. Но тут, совершая дальний путь и все время имея пред глазами сына, предающегося обычным детским играм и простирающего объятия, постоянно обращаясь мыслью к тому, что предстоит сделать, Авраам, как золото в огне, подвергался величайшим испытаниям, и тем с большим блеском показал свое усердие и послушание. О, сколько раз за этот трехдневный промежуток представлял себе в уме отец заклание своего сына! Сколько останков его на память о нем положил в свою дорожную суму! Каждый раз, как вспоминал он о жертвоприношении, его сердце поражалось жестокими ударами. То он забывал об этом деле как бы совершившемся, то опять огорчался, всякий раз как его на­дежды на забвение рассеивались.

Слово о том, что нужно удаляться от зрелищ.

Свт. Кесарий Арелатский

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека

Тем, что Авраам прибыл к месту жертвоприношения на третий день, явлено таинство Троицы. В книгах Священного Писания можно часто обнаружить, что третий день следует воспринимать в смысле обетования или таинства Троицы. В Исходе говорится: мы пойдем в пустыню, на три дня пути (Исх. 8:27). И по прибытии на гору Синай народу говорится: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам (Исх. 19:15). И когда Иисус готовился перейти Иордан, он повелел народу быть готовым на третий день (Нав. 1:11). Наконец, Господь наш воскрес на третий день. Мы вспомнили это все потому, что благословенный Авраам на третий день пришел к тому месту, которое ему указал Господь.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека

См. Толкование на Быт. 22:1

Свт. Филарет (Дроздов)

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека

На третий день. Флавий и Иероним считают точно три дни пути от Вирсавии до горы Мориа.

Увидел место издалека. Конечно, по некой ему знамению, данному от Бога.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека

См. Толкование на Быт. 22:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

И воззрев Авраам очима своима, виде место издалече

«Виде издалече», – конечно, было указание от Бога на тот холм, где должна быть принесена жертва. До получения сего указания Авраам шел, сам не зная куда, как он шел из Халдеи в Хананею.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Ориген

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека

Третий день всегда подходит для таинства. Ведь и народ, когда вышел из Египта, на третий день приносит жертву Богу и на третий день очищается (Исх. 19:11, 15-16, 24:5), и Воскресение Господа приходится на третий день (ср. Мф. 27:63; Мк. 8:31), и множество других таинств заключены в третьем дне (ср. Ин. 2:1-11).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

«И сказал Авраам… а я и сын… возвратимся к вам…» В справедливом опасении за то, что слуги Авраама, не привыкшие к человеческим жертвам, помешают ему исполнить божественное повеление, Авраам оставляет их у подножия горы и обещает вскоре вместе с сыном возвратиться к ним. В этом обещании нельзя видеть обмана, хотя бы допущенного и с благой целью, а следует понимать их, как доказательство этой веры Авраама, что Бог не допустит погибели Исаака, а снова возвратит его к жизни.