Толкования на Быт. 22:5

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

См. Толкование на Быт. 22:4

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.


Сказал он не то, что имел в уме; но случилось так, как сказал, а не так, как он думал. Рабов он оставляет для того, чтобы не быть принужденным поступить против воли Божией, чтобы они не подумали, что он, как старец, одержим какой-нибудь старческой болезнью, и не стали удерживать его стремления к жертвоприношению, говоря: что ты, господин, делаешь? Неужели ты хочешь заклать сына, рожденного по обетованию, возлюбленного, богодарованного, питателя в старости, наследника, преемника твоего, сына Сарры? Рассуди, что ты делаешь, посоветуйся с супругой, участницей рождения, претерпевшей болезни рождения сына, заколи прежде нас, а потом сына. Но мудрый старец не берет с собой рабов, которые могли помешать ему, а заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Спасителя, несущего крест.

Слово о блаженном Аврааме.

Свт. Кесарий Арелатский

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, не способный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверит в Христа. Осел - обозначение синагоги; овен же, запутавшийся в чаще рогами своими (Быт. 22:13), как представляется, символизирует Господа. Ибо Христос, словно запутавшийся рогами среди шипов, висел на древе креста, приколоченный гвоздями. И в том, что Исаак сам нес дрова для своего жертвоприношения, видится также прообраз нашего Господа Христа - Он Сам нес крест к месту Своего распятия (см. Ин. 19:17). Относительно этого таинства многое было возвещено пророками: владычество на раменах Его (Ис. 9:6). Тогда владычество Христа было на раменах Его, когда Он непостигаемо смиренно нес Свой крест. Крест Христа подобающим образом означает владычество: им и диавол повержен, им и весь мир призван к познанию и милости Христа. Наконец, и апостол, говоря о страстях Господних, замечает: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Фил. 2:8-9). Мы сказали об этом, братья, чтобы любовь ваша знала, что владычество Христа, о котором написано: владычество на раменах Его, есть не что иное, как Его крест. По этой причине это чтение произносится на Пасху, когда истинного Исаака, прообразом Которого явился сын Авраама, распинают на кресте за род человеческий.

Почему отрокам, символизирующим евреев, говорится: сядьте здесь с ослом? Разве осел тот умел сидеть, возлюбленные братья? Так сказано, потому что народ евреев, который затем не поверит в Христа, не мог устоять, а готов был, словно зачахший безжизненный грешник, отвергший опору креста, рухнуть на землю. Потому благословенный Авраам и говорит: сядьте здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. Что такое говоришь, благословенный Авраам? Ты идешь принести в жертву своего сына и говоришь, что вы вернетесь вместе? Если ты приносишь его в жертву всесожжения, он уж точно не сможет вернуться. Благословенный Авраам мог сказать в ответ: я говорю правду; я приношу в жертву моего сына, и вернусь к вам вместе с ним. Столь велика моя вера, что я верю: Тот, Кто удостоил меня сыном от неплодной матери, в силах воскресить его из мертвых. Поэтому я говорю правду: мы поклонимся и возвратимся к вам.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

См. Толкование на Быт. 22:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

Останьтесь здесь с ослом. Рабы не должны были видеть жертвоприношения, как не знавшие тайны веры. Они могли бы удержать Авраама, как неистового.

И поклонясь возвратимся к вам. Сие Авраам сказал или с притворством для того, чтобы скрыть свое намерение; или, по обыкновению, доразумевая всеобщее условие: если будет угодно Промыслу. Но дух его так был приближен к Богу, что он, не примечая, пророчествовал.

…Исаак, оставив рабов с ослом, один с отцом восходит на гору жертвоприношения. Иисус, оставленный учениками, не совсем еще отрешившимися плоти, восходит на гору пропятия (которая была та же самая если не частью и вершиною своею, то общим основанием), дабы одному истоптать точило (Ис. 63:3).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Нил Синайский

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

Почему Авраам, приняв намерение в жертву Богу принести собственного своего сына, говорит рабам: «сядите где со ослятем, аз же и детищ поклонившеся возвратимся» (Быт. 22:5)? Потому что веровал, что Бог, по принесении сына в жертву, воскресит его и живым возвратит принесшему. Посему и мы будем веровать, что здесь еще восстанем из состояния страстного в бесстрастное.

Письма на разные темы. Пресвитеру Ифестиону.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

И рече Авраам отроком своим: сядите зде со ослятем, аз же и детищ пойдем до онде, и поклонившеся возвратимся к вам

«Сядите зде». Авраам не взял собою рабов своих на указанную ему гору, из опасения, чтобы они не воспрепят­ствовали ему заклать Исаака. – «Поклонившеся», т. е. помо­лившись при совершении жертвы, – «возвратимся к вам». Так мог сказать Авраам рабам своим по уверенности, что хотя он отнимет у сына жизнь, но снова получит его от Бога воскрешенным и благополучно возвратится с ним.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Ориген

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

Он оставляет отроков, ведь не могли отроки взойти с Авраамом на место всесожжения, о котором сказал ему Бог. …Скажи мне, Авраам, верно ли говоришь отрокам, что поклонишься и вернешься с чадом, или лжешь? Если говоришь правду, то не предашь его всесожжению. Если обманываешь, то патриарху этого не подобает. На какое же расположение твоей души указывает эта речь? Я, говорит он, говорю правду и всесожжению предаю отрока, для чего и дрова несу с собой, и с ним самим возвращаюсь к вам. Ведь я верю, и вера моя такова, что Бог силен и из мертвых воскресить (Евр. 11:19).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам

См. Толкование на Быт. 22:4