Толкования на Быт. 22:8

Свт. Иоанн Златоуст

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе

Посмотри и здесь, как он опять предвещает будущее, сам того не зная. Таким ответом он думал скрыть от Исаака истину; но сына этими словами он на время успокоил, а сам между тем претерпевал еще большую и сильнейшую скорбь, размышляя об этих самых словах, смотря и на телесную красоту сына, и на благообразие душевное, его послушание, привлекательность и самый возраст его цветущий.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.


Где есть овча? благоразумно спрашивает сын. Что же говорит отец? Бог узрит Себе овча во всесожжение, чадо; не слугу, а Сына. Этот был единородный, и Бог — единородный; этот нес на плечах дрова, и Христос нес на плечах крест; этот, не сделав никакого греха, имел быть заклан, и Сын Божий, не сделав никакого греха, был распят; этот был и заклан и не заклан, и единородный Сын Божий был и заклан и не заклан, и умер и не умер; этот по намерению умер, а в окончании события не умер, и Сын Божий по плоти умер, а божество Его осталось бесстрастным.

Слово о блаженном Аврааме.


Авраам не поддается печали и не дает места плачу, но безтрепетной душой и без малейшего коле­бания в мыслях он принял нежный вопрос отрока и говорит в ответ ему: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Эти слова были просто ободрением отроку, а может быть вместе с тем в них заключалось и пророче­ство о будущем.

Слово об Аврааме и Исааке.


Какими словами можно изобразить величие духа этого мужа? Слова отрока не повергли его в слезы, он не разразился пла­чем по поводу юности его возраста, не подозревающий предстоящего ему заклания, но остался совершенно твердым и не­поколебимым, подавляя в себе отеческие чувства. Итак, с твердостью отвечает ему: Бог усмотрит Себе агнца. Он не открывает юноше воли Божией о нем, чтобы по своей юности он не расплакался о самом себе и чрез то жертва не осквернилась бы слезами.

Слово о том, что нужно удаляться от зрелищ.

Свт. Кирилл Александрийский

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе

См. Толкование на Быт. 22:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе

Бог усмотрит для Себя агнца во всесожжение, сын мой. Не открывая истины, дабы преждевременно не возмутить Исаака, Авраам нечувствительно приготовляет его к открытию, предварительно давая разуметь, что дело совершается под непосредственными повелениями от Бога. Между тем и здесь заключается нечаянное предсказание.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

Рече же Авраам: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо

«Бог узрит себе овча во всесожжение». Не говорит отец сыну: ты будешь жертвой; не спешит открыть ему волю Божию, чтобы не смутить сына преждевременным откры­тием и не умножить предстоявшей ему телесной муки преждевременным душевным смущением, – но говорит, что Сам Бог на месте жертвоприношения усмотрит, т. е. промыслит, найдет для него овча. Говоря это, Авраам имел в мыслях Исаака, но бессознательно пророчествовал об овне, который действительно будет уготован Богом для всесожжения.

Ст. 8-9 Шедша же оба вкупе, приидоста на место, еже рече ему Бог: и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров

Велико самоотвержение отца, готового, по повелению Божию, заклать в жертву сына, но и сын является достой­ным отца. Услышав от отца повеление Божие, Исаак не противоречит отцу, не пытается спасти себя бегством, не прибегает к насилию, чтобы вырваться из рук отца, хотя, обладая свежими и молодыми силами, легко мог бы одо­леть старца, – но как агнец кроткий, покорно дает себя связать и возложить на дрова жертвенника.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Ориген

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе

Меня трогает ответ Авраама, достаточно точный и осторожный. Не знаю, что видел он в духе, поскольку не о настоящем, а о будущем говорит. Бог Сам усмотрит Себе агнца для всесожжения: о будущем ответил он сыну, вопрошавшему о настоящем. Сам, поскольку Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения во Христе, и оттого Премудрость сама построила себе дом (Притч. 9:1) и смирил Сам Себя, даже до смерти (Фил. 2:8). И во всем, что бы ты ни читал о Христе, найдешь, что это совершается не по необходимости, но по Его воле.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе

См. Толкование на Быт. 22:7