Толкования на Быт. 24:15

Свт. Иоанн Златоуст

Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее

Исполнилось пророческое изречение: тогда ты воззовешь, и Господь услышит (Ис. 58:9). Таковы молитвы людей добродетельных; прежде окончания они располагают Бога к исполнению просимого. Слуга не слышал голоса и не видел никакого видения, но стоя у источника молился, и тотчас получил просимое.

Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.

Свт. Филарет (Дроздов)

Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее

В уме своем. Слова, прибавленные в переводе семидесяти, в изъяснении подлинника, точно по разуму писателя.

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее

Ревекка приходила к колодезю каждый день, каждый день черпала воду и поэтому могла быть найдена отроком Авраама и соединиться браком с Исааком. Ты думаешь, что это басни рассказываются в Писании Святого Духа? Это - духовное учение и образование души, которое учит и наставляет каждодневно приходить к колодезям Писания, к воде Святого Духа и черпать, и всякий раз полный сосуд приносить домой, как поступала святая Ревекка, которая не иначе могла выйти замуж за Исаака, который рожден по обетованию (Гал. 4:23), кроме как черпая воду, не только для утоления жажды домашних, но и для отрока Авраама, и не только отрока, но настолько много имела воды, которую черпала из колодца, что хватило поить даже и верблюдов, пока не напьются. Множество таинств здесь описано: ибо Христос и на тебя возлагает Свою надежду. Ибо к тебе обращается через пророков, говоря: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос. 2:19-20). Поскольку Он желает обручить тебя Себе навек, Он посылает вперед к тебе отрока. Тот отрок есть пророческое слово, и не прежде, чем ты принял его, можешь обручиться с Христом. Однако знай, что никто неподготовленный и неопытный слово пророческое не примет, но только тот, кто знает, как черпать воду из глубины колодезя, кто знает, как набрать ее такое количество, чтобы хватило также для тех, которые кажутся неразумными и невежественными, которых представляют верблюды, - так, чтобы можно было сказать: Я должен мудрецам и невеждам (Рим. 1:14). Так и Ревекка, которая означает «терпение», как только встретила раба и созерцала слово пророческое, тотчас спустила кувшин свой на руку и напоила его. Ибо она опускает низко высокомерную надменность возвышенного греческого красноречия и склоняется до простоты пророческого слова и говорит: пей, я и верблюдам твоим дам пить.

Однако, возможно, ты спрашиваешь, как такое может быть: если отрок представляет пророческое слово, то как его может напоить Ревекка, которой, скорее, он сам должен предложить воду? Посмотри, не обстоит ли дело следующим образом. Хотя Иисус Христос, с одной стороны, является хлебом жизни (Ин. 6:35, 48) и Сам кормит голодные души, с другой, Он, напротив, допускает, что Сам голоден, когда говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25:35); и снова: в то время как Он Сам есть вода живая (Ин. 7:38) и дает пить всем жаждущим, Он говорит самаритянке: дай Мне пить (Ин. 4:7). Так и со словом пророческим, которое хотя и дает напиться жаждущим, но о нем самом говорится, что оно пьет от последних, когда получает употребление и бодрствование усердных. Такая душа, которая все исполняет с терпением, которая настолько усердна и расторопна и настолько учена, что привыкла черпать из глубин знания, - такая сама может быть невестой Христу. Но если ты каждодневно не будешь ходить к колодезю, если каждодневно не будешь черпать воду, то не только не сможешь других напоить, но и сам будешь страдать жаждой слышания слов Господних (Ам. 8:11).

Гомилии на Бытие.