Толкования на Быт. 24:67

Свт. Иоанн Златоуст

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

Не напрасно сказано, что он полюбил ее и утешился по Сарре, матери своей, но чтобы ты узнал основания этой привязанности и любви, которые заключались в самой пришедшей женщине. Кто, в самом деле, не полюбил бы такой жены, столь целомудренной, столь скромной, столь гостеприимной, человеколюбивой и кроткой, мужественной по душе и крепкой по телу?

Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.

Свт. Кесарий Арелатский

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

И взял Исаак Ревекку, и ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей. И Христос взял Церковь, и учредил ее вместо синагоги. То есть, из-за неверности синагога отделена от Бога и мертва, в то время как Церковь через веру Христу соединена и возрождена. И, как говорит апостол, из гордости у маслины некоторые из ветвей отломились (Рим. 1:17), чтобы на их месте привилась дикая маслина. Потому Исаак взял Ревекку, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей. Христос взял Церковь и возлюбил ее такой любовью, что эта любовь утешила горечь от смерти матери-синагоги. И верно, как отсутствие веры в синагоге причиняло боль Христу, так вера в Церкви давала радость Ему… Более того, возлюбленные братья, из нас уготовил Себе духовную невесту Христос, Господь наш, которую, как я уже говорил, Он искупил драгоценной Своей кровью. И потому каждый из нас, с Его помощью, должен не только оберегать блага божественных даров в себе, но и стремиться увеличивать их, чтобы не обнаружилось чего-либо грязного, идущего от наслаждений, кичливого, производимого гордостью, подогретого гневом, слепого от жадности, вызванного ядовитой, словно змея, завистью. Ведь справедливо, чтобы Жених, который прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3), не нашел в нас ничего из названных грехов, оскорбляющих величие Его очей. Ему, вместе с Отцом и Святым Духом, честь и держава во веки веков. Аминь.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

См. Толкование на Быт. 24:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

И утешился Исаак в смерти матери своей. Следственно, время сетования продолжалось три года (Быт. 17:17, 23:1, 25:20).

В супружестве Исаака Моисей показывает, каким образом Промысл споспешествовал утверждению и распространению племени благословенного в Аврааме. Для сего, во–первых, замечает он, что намерение взять Исааку супругу из земли Халдейской не было в Аврааме плодом одной собственной решимости, но также следствием особенного происшествия, хотя по наружности маловажного, впрочем, праведником, который на все взирал в Боге, конечно принятого за наставление свыше. То было нечаянное известие о распространении дома Нахорова и о рождении в нем Ревекки, полученное Авраамом в то время, когда Исаак вступил в возраст супружества (Быт. 22:20-24). Во–вторых, дееписатель дает разуметь, что и в назначении времени супружества Исаакова не участвовала ни пылкость юноши, ни нетерпеливость старца, споспешавшего видеть сынов своего сына. Кончина Сарры, без сомнения, оставившая великую пустоту в семействе столь малочисленном, как семейство Авраама, подвигла его искать в бракосочетании сына утешения себе и ему и благоустройства дому. Из сих соображений произошли три, по–видимому, разнообразные, но, в самом деле, имеющие одну неразрывную связь и цель, сказания: 1) сказание о роде Нахора (Быт. 22:20-24); 2) сказание о кончине Сарры (Быт. 23); 3) сказание о браке Исаака (Быт. 24).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

См. Толкование на Быт. 24:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

О, достолюбезная, милая патриархальность! Какая простота нравов и вместе какая чистота их! Какая детская преданность во всех случаях жизни Богу как доброму, любящему Отцу! Какая близость к Нему, доверенность, живая вера в Него, делающая Его присущим во всякое время и на всяком месте! О, если бы эти патриархальные, золотые века возвратились к нам с их простотою, с их детскими манерами!

Дневник. Том I. 1856.

Лопухин А.П.

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей

См. Толкование на Быт. 24:66