Толкования на Быт. 25:22

Свт. Иоанн Златоуст

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

После того, как услышал Бог молитву праведника, и Ревекка зачала во чреве, – «играста, – говорит Писание, – младенца в ней», и оттого она терпела тяжкие боли. Она говорила: «аще тако ми хощет быти, почто ми сие?» Не один (младенец) имел родиться, а двух вместе носила она во чреве, и оттого стеснение во чреве причиняло ей много скорби. Но заметь при этом случае благочестие этой жены. Она не прибегла к какой-нибудь человеческой помощи, как делают многие из нынешних жен, живущих беспечно; не обратилась и к тем, которые стали бы судить о подобных событиях своим умом, по каким-нибудь догадкам и наблюдениям; не вверилась обольщению обманщиков и таких, которые обещают то, что выше человеческой природы; нет, она «иде вопрошати Господа». Заметь и благоразумие ее. Она знала, что сам Владыка природы разверз ее утробу и неплодное чрево внезапно сделал столь плодоносным; видела также, по величине чрева, что готовится ей нечто великое, – и потому «иде вопрошати Господа». Что значит: «иде вопрошати Господа?» Значит, что она прибегла к истинному знанию – к священнику, служителю Божию, желая тайно приобрести чрез него сведение и, рассказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог устами священника все ясно открыл и чрез то сделал ее еще ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что «священник» отвечал ей, но, сказав: «иде вопрошати Господа», Писание прибавляет: «и рече Господь ей», то есть – чрез священника: два языка во утробе твоей носишь. А в другом месте божественное Писание называет священника ангелом, показывая этим, что священник провозвещает то, что внушит ему благодать Св. Духа.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 50.

Свт. Амвросий Медиоланский

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Ревекка зачала и своим терпением расторгла оковы бесплодия. Давайте же рассмотрим, что породила ее пророческая и апостольская душа и каким образом. Она пошла, - сказано, - вопросить Господа, потому что младенцы стали биться в ее утробе, и получила ответ: два племени во чреве твоем. Ибо она ничего не предполагает сама по себе, но во всем спрашивает Бога как верховного покровителя ее замыслов. Будучи преисполнена одновременно мира и благочестия, она, по своей вере и в соответствии с предсказанием, соединяет два племени и словно бы заключает их в своей утробе. И вполне справедливо она названа скорее сестрой, чем женой (Быт. 26:7), потому что кроткая и мирная ее душа прославляется более за всеобщую любовь, чем за частный брачный союз, а также поскольку она полагала, что более обязана всем, нежели одному.

Исаак, или О душе.

Свт. Кесарий Арелатский

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Почти все принимают тот факт, что благословенный Исаак являл собой прообраз Господа нашего Спасителя. Итак, Исаак прообразовал Христа, а благословенная Ревекка - Церковь, потому что, хотя, подобно Церкви, она долгое время оставалась неплодной, по молитве благословенного Исаака и по милости Господа она зачала. А теперь дети боролись во чреве ее, и, устав от такого раздражения, она сказала: если так будет, то для чего мне это? Тогда Господь ответил ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И действительно, возлюбленные, как говорит апостол, все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам (1 Кор. 10:11). Итак, Ревекка телесно зачала от благословенного Исаака, потому что Церкви предстояло духовно зачать от Христа. И как двое сыновей боролись во чреве Ревекки, так и два народа постоянно противостоят друг другу во чреве Церкви. Если бы в нем были только порочные или только добропорядочные люди, это был бы единый народ. В Церкви же находятся и хорошие, и, что хуже, плохие люди - два соперничающих народа, словно во чреве духовной Ревекки: смиренный и гордый, целомудренный и прелюбодействующий, кроткий и гневный, добрый и завистливый, щедрый и жадный.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

См. Толкование на Быт. 25:19

Свт. Филарет (Дроздов)

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

И пошла вопросить Господа. Если выражения писателей должны быть изъясняемы по их духу и времени, то вопрошать Бога, значит искать откровения воли Божией или от самого Бога, на что право имели пророки, или чрез пророков, которые были посредниками между Ним и прочими людьми. Ревекка, так как не представлена ясно пророчицею, повидимому, должна была вопрошать Бога чрез посредника. В сем точно знаменовании употребляется выражение идти вопрошать Бога (Исх. 18:15; 4 Цар. 22:13; 1 Цар. 9:9). Посему пророком Ревекки почитают иные Сима, иные иного из патриархов, а иные Мелхиседека. Мнение о сем последнем приводит Блаженный Феодорит (Quaest. LXXVI), но его не утверждает и полагает, что Ревекка молилась при одном из созданных патриархами алтарей и узнала грядущее. Лучше признаться, что образ данного ей откровения скрыт от нас, почему и в Новом Завете о сем откровении упоминается без изъяснения обстоятельств: сказано ей (Рим. 9:12).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

См. Толкование на Быт. 25:11

Прав. Иоанн Кронштадтский

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Какая достолюбезная история! Люди патриархального мира представляются настоящими детьми Божиими, которые жили постоянно в присутствии своего Отца Бога и ощущали Его присутствие. В затруднительных случаях жизни они обращаются с просьбою о помощи отнюдь не к человеку и не к земным средствам, а к Богу, Который, как Отец всемогущий, мог исполнить всякую просьбу их. Ревекка неплодна. Исаак помнит обетование отцу своему, что благословятся в семени твоем все народы земные (гл.26, ст.4) и что именно в Исааке наречется ему семя, и просит Господа разрешить неплодство жены своей – и Бог послушал его. (И теперь Бог слушает всякого, кто просит с верою.) Ревекка слышит игру младенцев во чреве своем, пугается и идет тоже спросить Господа: почто ей сие? Господь кротко и с любовию объясняет ей, что это значит.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Сыновья бились в утробе своей матери, и сказано Ревекке, когда там шла борьба: два племени во чреве твоем. Два человека, два народа: народ хороший и народ плохой, но, тем не менее, они борются в одном лоне. Сколько плохих в Церкви, и одно чрево носит их, покуда в конце не расстанутся (ср. Мф. 25:31-46). И хорошие против плохих кричат, и плохие против хороших в ответ, и в одном чреве друг с другом борются.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Иероним Стридонский

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

См. Толкование на Быт. 25:21

Ориген

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Пошла. Куда пошла? Пошла из того места, в котором не было Господа, к тому, в котором есть? …Разве Господь не везде? Не Сам ли Он сказал: Не наполняю ли Я небо и землю? (ср. Иер. 23:24) Куда же тогда пошла Ревекка? Я полагаю, что она пошла не из одного места в другое, а от жизни к жизни, от дела к делу, от хороших к лучшим перешла, от полезного к полезнейшему направилась, от святого к святейшему поспешила. Ибо абсурдным будет предположить, что Ревекка, которая была образована в доме мудрого Авраама и супругой образованнейшего Исаака являлась, могла быть настолько непосвященной, что полагала, будто Господь заключенным в каком-то одном месте живет, и пошла бы туда узнавать, что означало биение младенцев в ее чреве. Хочешь ли видеть, отчего происходит обычай святых, по которому, когда они видят нечто открываемое Богом, то говорят о себе, что пошли или перешли? Моисей, когда увидел терновый куст горящий и несгорающий, будучи поражен этим видением, сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление (Исх. 3:3). Он не имел в виду, конечно, что перейдет некое земное пространство, или взойдет в горы, или спустится по отвесным ущельям в долины. Видение было с ним рядом, перед лицом и глазами его. Но он говорит пойду, чтобы ясно показать, что по напоминанию видения небесного ему следует подняться к жизни более высокой и от того, в чем пребывал, к лучшему перейти (ср. Евр. 11:15-16).

Сказано о Ревекке: И пошла вопросить Господа, что следует понимать, как мы уже сказали, не так, будто пешком ногами своими отправилась, а так, что умом своим обратилась ко Господу. Следовательно, и о тебе, если начнешь смотреть не на видимое, а на невидимое (2 Кор. 4:18), то есть не на плотское, а на духовное, не на настоящее, а на будущее, скажут, что ты пошел вопросить Господа. Если вырвешь себя из прежней жизни и из общества тех, с кем вел жизнь позорную и печально известную, и соединишься с честным и религиозным деланием, и если будут искать тебя среди спутников непристойности и в полчище мерзавцев и так и не смогут найти, - то и о тебе тогда будет сказано: пошел вопросить Господа. Так, следовательно, святые переходят не от места к месту, но от одной жизни к другой, от начальных к высшим принципам.

Гомилии на Бытие.

Тертуллиан

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

Утроба Ревекки волнуется, хотя еще далеко до рождения и нет еще никакого дуновения воздуха (ср. Быт. 2:7). И вот, двое сыновей в утробе ее стали биться, еще не будучи двумя народами. Пожалуй, пророческой является такая резвость детей, которые соперничают прежде, чем начали жить, и враждуют до того, как стали дышать, если даже они обеспокоили мать своими толчками. Когда же утроба открывается, и число их становится явным, и становится понятным предсказание, тогда, полагаю, уже не только ясным образом подтверждается наличие у детей душ, но и их соперничество.

О душе.

Лопухин А.П.

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

«Если так будет, то для чего мне это?…» Митр. Филарет, основываясь на различных библейских переводах, хочет видеть здесь выражение некоторой боязни со стороны Ревекки за свою жизнь. Но нам кажется, удобнее и сообразнее с контекстом находить здесь другой, более высокий смысл — именно желание матери узнать судьбу того ее потомства, которое теперь даруется ей Богом, после стольких лет бесплодия, и очевидно, не без особенных, высших целей божественного Промысла.

«И пошла вопросить Господа…» Из самого текста не видно, каким путем происходило это вопрошение Господа; поэтому одни думают, что Ревекка обратилась к какому-либо из благочестивых патриархов — Симу, Аврааму, Мелхиседеку, Еверу, или даже к Исааку (Быт. 27:46), другие полагают, что она могла сделать это непосредственно в молитве или жертвоприношении.

Толковая Библия.