Толкования на Быт. 26:13

Свт. Иоанн Златоуст

И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

См. Толкование на Быт. 26:12

Свт. Филарет (Дроздов)

И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

И разбогател и проч. Из описания возрастающего богатства и могущества Исаакова открывается, что пред смертью Авраама оно было весьма уменьшено дарами, данными другим его сынам. Сим изъясняется как опасение Исаака при вступлении на землю Герарскую, так и то, что он не был в ней сначала уважен как союзник.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

См. Толкование на Быт. 26:1

Блж. Иероним Стридонский

И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

1) и был почитаем, пока не стал весьма велик». Не знаю, может ли большая урожайность ячменя кого-нибудь прославить.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Ориген

И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

Исаак был мал в Законе, но со временем становится великим: становится великим с течением времени в Пророках. Ибо когда он только в Законе, он еще не велик, поскольку покрыт пеленой (ср. 2 Кор. 3:13-16). Он возрастает уже в Пророках; когда же достигает того, что и покров отбрасывает, тогда становится весьма великим. Когда буква Закона начнет отделяться, подобно шелухе ячменя, и откроется, что Закон духовен (Рим. 7:14), тогда Исаак возвеличивается и становится весьма великим. Заметь, что и Господь в Евангелиях также преломляет хлебы, и заметь, как много тысяч народа он подкрепляет и сколько корзин или коробов полных из оставшихся кусков набирается (см. Мф. 14:19-21, 15:36-38; Мк. 6:41-44, 8:7-9; Лк. 9:14-17; Ин. 6:10-13). Пока хлеба целы, ни один не насыщается, ни один не подкрепляется, да и умножение хлеба не отмечается. Прими теперь к размышлению, как мы надламываем немногие хлебы: мы берем всего несколько слов из Божественного Писания и сколь много тысяч человек насыщается. Но если бы те хлебы не были надломлены, не были на кусочки измельчены, то есть если бы буква не была разбита на кусочки и осмыслена, смысл ее не мог бы прийти к каждому. Когда же мы так же начали толковать и каждую малость рассматривать, тогда и большие собрания народа, сколь могут, усваивают. Но что не смогли они усвоить, то надлежит собрать и сохранить, чтобы ничего не пропало (Ин. 6:12). И мы сохраняем то, что народ не смог получить, и собираем в короба и корзины… до тех пор, пока Господь не повелит, чему также из них надлежит произойти.

Гомилии на Бытие.


Если существует повелевающее начало и возможно исполнить повеление, то возрастать (ср. Лк. 1:80; 2:40) находится в нашей власти. Вот пример, о котором написано: и Исаак преуспел и стал большим до того, что стал весьма великим. Он достиг этого через возрастание произволения в добре, возрастание души в наилучшем, возрастание ума в проницательности, возрастание памяти в активности, так что помнил многое. Именно так тот, кто возделывает силы своей души, исполняет заповедь, повелевающую: возрастайте (Быт. 1:28).

Гомилии на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался богатым.

1) «И продвигался он вперёд, идя своим путём, и был почитаем» (et ambulabat vadens, et magnificatus) – попытка буквального воспроизведения еврейской конструкции с глаголом הלך («идти») в качестве вспомогательного, а не смыслового: וְגָדֵ֔ל הָלוֹךְ֙ וַיֵּ֤לֶךְ – «и он возвеличивался всё больше и больше».