Толкования на Быт. 26:18

Свт. Амвросий Медиоланский

И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его

Исаак раскопал колодцы, причем многие из них копал еще его отец, однако чужеземцы наполнили их после смерти Авраама, отца его. Наконец, помимо прочих, он раскопал следующие колодцы: один в долине Герарской и нашел там колодец воды живой, и спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, потому что они требовали себе воду этого колодца, как свою собственную; и он нарек имя ему «несправедливость». И он вырыл другой колодец, о котором возник спор, и нарек ему имя «вражда». И раскопал третий, о котором не возникло ссоры между пастухами, и назвал его «простор». И раскопал колодец и не нашел в нем воды и назвал его колодцем «клятвы». Кто же, читая об этом, может подумать, что это скорее земные, чем духовные труды?

Авраам и Исаак копают колодцы - явно великие патриархи, и даже Иаков, как мы находим в Евангелии (см. Ин. 4:6, 12), словно некие источники человеческого рода и особенно благоговения и веры. Ибо что же означает колодезь воды живой (Быт. 26:19), как не глубину бездонного учения? Поэтому и Агарь увидела ангела возле колодца (см. Быт. 21:17), и Иаков застал Рахиль, свою жену, возле колодца (см. Быт. 29:2, 9-10), также Моисей у колодца оказал первые услуги будущего супружества (см. Исх. 2:15-22). Итак, Исаак посредством колодца видения (Быт. 25:11) понял, где ему надлежит вырыть колодцы, чтобы вода этого колодца сначала омывала и поддерживала разумное око души, дабы сделать его зрение более ясным.

Исаак, или О душе.

Свт. Филарет (Дроздов)

И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его

И вновь выкопал Исаак колодези вод и проч. Прежние колодези возобновляет Исаак и по удобности, и в память отца своего, и по праву его союза.

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его

Исаак, следовательно, выкапывает новые колодези; вернее, их выкапывают рабы Исаака. Рабы Исаака суть Матфей, Марк, Лука, Иоанн; рабы его суть Петр, Иаков, Иуда, раб его апостол Павел (ср. Рим. 1:1) - все они колодези Нового Завета выкопали. Но и за них ссорятся и борются те, кто мыслят о земном (Фил. 3:19) и не терпят ни основания новых колодезей, ни очищения старых. Евангельским колодезям противоречат, с апостолами-колодезями борются. И поскольку во всем противоречат, вздорят из-за всего, говорится им: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам (Деян. 13:46, 18:6).

Сей Исаак, то есть наш Спаситель, когда пришел в долину Герар, прежде всего желает выкопать вновь колодези воды, которые выкопали рабы отца его, что значит - хочет обновить колодези Закона и Пророков, которые филистимляне завалили и засыпали землей (см. Быт. 26:15). Кто же колодези землей засоряет? Несомненно, это те, кто накладывает на Закон земное и плотское истолкование, а духовное и таинственное запирает, так что и сами не пьют и другим испить не дозволяют. Послушай Исаака, Господа нашего Иисуса, в Евангелиях говорящего: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23:13; ср. Лк. 11:52). Следовательно, это те, кто колодези, выкопанные рабами Авраама, завалили и засыпали землей, и кто Закон по плоти преподают и воды Духа Святого пятнают, кто колодези не для того держат, чтобы добывать воду, а для того, чтобы сыпать в них землю. Поэтому Исаак приходит вновь выкопать эти колодези. И посмотрим, как он их выкапывает. Когда рабы Исаака, которые суть апостолы Господа нашего, перешли через хлебную ниву в субботу, сказано в Писании: ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками (Лк. 6:1). В это время один из тех, кто засыпал землей колодези отца Его, сказал Ему: зачем вы делаете то, чего нельзя делать в субботы? (Мф. 12:2). Он же, дабы выкопать в его земном понимании путь к воде, сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда он взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? (Мф. 12:3-4). И добавил к этим словам: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных (Мф. 12:7; Ос. 6:6). Но что отвечают на эти слова? Побранили отроков Его и говорят: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9:16). Так расчищал Исаак колодези, которые выкопали рабы отца его.

Задумайся над тем, что в душе каждого из нас есть колодезь воды живой, есть некое небесное чувство и незримый образ Божий (ср. Быт. 1:27), и филистимляне, то есть враждебные силы, засыпали этот колодезь землей. Какого рода землей? Плотскими чувствами и земными помыслами, и поэтому мы носили образ земного. Когда мы носили образ земного (1 Кор. 15:49), следовательно, филистимляне завалили наши колодези. Но теперь, когда Исаак наш пришел, примем Его приход и выкопаем наши колодези. Раскидаем с них землю, очистим их от всей грязи и от всех нечистых земных мыслей и найдем в них воду живую, о которой упоминает Господь: Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:38). Узри великую щедрость Господню: филистимляне завалили колодези, позавидовав бывшим у нас тонким и скудным протокам воды, - и вместо них нам восстанавливаются источники и реки. Следовательно, если и вы, которые слышат эти слова сегодня, верно воспримете услышанное, то и в вас пребудет Исаак, и Он ваши сердца очистит от земных чувств. И, увидев, насколько большие тайны сокрыты в Божественных Писаниях, вы продвинетесь в разумении, продвинетесь в постижении духовного смысла; и вы сами сделаетесь учителями, и из вас потекут реки воды живой (Ин. 7:38). Ибо Божие Слово здесь пребывает, и Его действие в данный момент таково, чтобы из души каждого из вас удалилась земля и открылся колодезь. Ибо он внутри тебя и не извне приходит, так же, как и Царствие Божие внутри нас есть (Лк. 17:21).

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его

См. Толкование на Быт. 26:17