Толкования на Быт. 26:24

Свт. Иоанн Златоуст

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего

Так как он показал достаточный опыт своей добродетели пред жителями герарскими и пред царем, изгонявшим его, и пред пастухами, отнимавшими у него колодцы, то человеколюбивый Господь, желая как бы укрепить его благодушие и одобрить его великую кротость, – в то время, когда он «взыде оттуду ко кладязю клятвенному, явися ему Господь в ту нощь, и рече: Аз есмь Бог Авраама, отца твоего, не бойся; с тобою бо есмь, и благословлю тя, и умножу семя твое, Авраама ради отца твоего». «Явися ему, – сказано. – Господь в ту нощь». Заметь попечение о нем Божие! Чтобы укрепить его и ободрить, Бог является ему и говорит: «Аз есмь Бог Авраама, отца твоего», – Который прославил отца твоего, поставил его на такой степени величия, и его, странника, сделал славнее здешних жителей. Я тот, кто обетовал столь умножить его потомство и во всем показывал особенное о нем промышление. «Я есмь. Не бойся». Что значит: «не бойся»? Не смущайся тем, что Авимелех изгнал тебя и пастухи обидели. Много такого потерпел и отец твой; но чрез то явился еще более славным. Итак, это да не устрашает тебя: «с тобою бо есмь». Я попускаю этому быть, желая, чтобы и ты своею кротостию показал свою добродетель, чтобы и злое расположение тех сделалось всем известным, дабы и за это увенчать тебя. «С тобою бо есмь», поэтому и будешь непреоборим, сильнее всех восстающих (на тебя) и оскорбляющих тебя. Промышление Мое о тебе сделает тебя даже предметом зависти. «С тобою бо есмь, и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради, отца твоего».

Примечай человеколюбие Божие! Сказав: «Аз есмь Бог Авраама, отца твоего», Бог тем показывал, как приблизил Он к себе патриарха, благоволив назвать Себя самого Богом Авраама, – т. е. Владыка и Творец вселенной называет Себя Богом одного человека, не в том смысле, как будто бы одним патриархом Он ограничивает владычество Свое, но с тою целию, чтобы показать Свое великое к нему благоволение. Я, говорит, так приблизил его к Себе, что предо Мною он является стоящим всех других людей. Потому «и умножу семя твое Авраама ради отца твоего». Многие награды он должен получить от Меня за свое послушание Мне; итак, ради его умножу семя твое. Таким образом Бог и ободрил праведника, и напоминанием об отце возбудил в нем ревность к проявлению подобной ему добродетели.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 52.

Свт. Филарет (Дроздов)

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего

Я Бог Авраама, отца твоего. Сим напоминаются Исааку все опасности, чрез которые Бог безвредно провел Авраама; и потом уже внушается ему такое же благодушие, какое внушено было Аврааму: не бойся (Быт. 15:1).

Толкование на Книгу Бытия.

Ориген

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего

Подобно тому, как Сам Господь приспосабливает Свой вид применительно к месту, времени и имеющимся обстоятельствам, так и в отношении Его святых, которые предшествовали Ему и являли Его, следует верить, что они произвели на свет образы таинств применительно к своим времени, месту и обстоятельствам. Подобное и сейчас мы видим в Исааке, о котором нам сказано: оттуда перешел он к колодезю клятвы. И в ту ночь явился к нему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое ради отца твоего Авраама (Быт. 26:24). Апостол Павел предложил нам два образа этого Исаака. Первый, сказав, что Измаил, сын Агари, имел как бы вид народа по плоти, в то время как Исаак - народа, который от веры (см. Гал. 4:22-31). Второй, когда утверждает: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3:16). Исаак, следовательно, заключает в себе как тип народа, так и прообраз Христа. Тем не менее, как о Слове Божием, о Христе говорится не только в Евангелиях, но, определенно, также в Законе и у Пророков. Но в Законе Он учит начинающих, а в Евангелиях - совершенных. Следовательно, и Исаак представляет теперь образ Слова, Которое в Законе или у Пророков.

Восхождением Закона мы уже назвали красоту Храма и тех божественных служб, что совершались в нем (см. 3 Цар. 6-8). Прибавление Пророков также можно назвать восхождением Закона. И по этой причине, наверное, об Исааке говорится, что он восшел к колодезю клятвы и там Господь явился ему. Ибо через пророков клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). У колодезя клятвы, следовательно, открылся ему Бог, Который подтверждает будущее исполнение в нем обетований.

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего

См. Толкование на Быт. 26:23