Толкования на Быт. 27:36

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения

Честь, которую Исав получил от природы, он, по своей невоздержанности, передал брату. Таким образом один потерял то, что дано было ему самою природою; а другой приобрел себе то, чего и не имел от природы. И так как это свыше было предопределено ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание, как и Исав, после благословений, данных Иакову отцом, рыдая, говорил: «праведно наречеся имя ему Иаков; запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое». Заметь, какая у древних была проницательность, или – лучше – сколь велика премудрость Божия, которая так устроила, что и жены не просто, не как случится, давали имена рожденным от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним. И редко найдешь, чтобы дети назывались одними именами с родителями их, или, может быть, и нигде не найдешь этого. Но когда отец намерен был наречь имя дитяти, то давал ему какое-нибудь необычайное, новое прозвание, так чтобы чрез него предзнаменовать какое-либо будущее событие. Так же поступала и мать. Так Ламех, нарекая своего сына, назвал его Ноем и присовокупил: «сей упокоит нас» (Быт.5:29). Таким образом, тщательно исследуя каждое имя, непременно найдешь в нем какое-либо предзнаменование, – не так, как делают ныне, нарекая детям имена без цели и как случится, или только по именам их родителей. У древних же всегда целию было то, чтобы в прозвании детей заключить постоянное напоминание о чем-либо.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 51.


Не напрасно, говорит, получил он такое прозвание: имя его значит «запинание», которое он и сделал мне, лишив меня и первенства, и благословения. Что же далее Исав (говорит) Исааку? «Не оставил ли еси мне благословения, отче?» Исаак ему отвечал: знай, что все благословения я излил на него, если я сделал его господином над тобою.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 53.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения

Неужели ты не оставил мне благословения? Сими словами признает и Исав, что благословение Исаака было не простое благожелание, но управляемое Богом и облеченное силою и действом, почему он и не просит приложения оного на себя, но только вопрошает отца своего: неужели благодатная в нем сила оскудела?

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Августин

И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения

Исав говорит: не потому ли дано ему имя: Иаков? - ибо Иаков означает «подставить подножку». Но подножка эта не просто так, а следует принять ее образный смысл, как в случае с хитростью. Иаков, как видно, не держал такого сильного зла на брата, чтобы ему захотелось подставить брату подножку - имя свое он получил уже в тот момент, когда брата держал рукой за пяту в течение родов: тогда и был назван «подножкой» (см. Быт. 25:26). «Подножкой» плотских людей является жизнь людей духовных. Все плотские, завидующие духовным в Церкви, сами как бы запнутыми оказываются и оттого становятся еще хуже. Послушай апостола, который говорит то же самое, в особенности в связи с запахом, о котором упоминает Исаак и о котором он произносит: вот, запах сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь (Быт. 27:27). Итак, апостол говорит: мы Христово благоухание во всяком месте, - и продолжает: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (ср. 2 Кор. 2:14-16) То есть, чтобы было понятно, как мы можем быть запахом смерти для других людей без всякой на то нашей вины. Люди духовные проходят своим путем, не зная иного, нежели как им прожить хорошую жизнь. А кто невинным людям завидует, тот тяжкий грех совершает и за то их накажет Бог. И запахом к смерти для них становится тот человек, от которого для других пахнет к жизни. Ибо Сам Господь первый стал ароматом к жизни для верующих и смрадом к смерти для преследователей. Поскольку столь многие в Него уверовали, иудеи преисполнились зависти и совершили такое преступление, убив невинного, Святого святых. И если бы не сделали этого, то не запахом к смерти был бы для них аромат Христа. Вот как запнулся Исав в благословении отца своего.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения

Иаков переводится как «подставляющий ногу». Таким образом, поскольку Иаков с помощью хитрости обманул брата, он тем самым сделал намёк на своё имя. До этого он был назван Иаковом потому, что при рождении ухватился за ногу брата.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

И рече [Исав]: праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое. И рече Исав отцу своему: не оставил ли еси [и] мне благословения, отче

«Праведно [не даром] наречеся имя ему Иаков». Иаков значит запинатель. Имя это дано ему потому, что при рождении он запнул или задел Исава за пяту. Но Исав видит в этом имени предзнаменование своего унижения пред Иаковом и говорит, что это предзнаменование оправдалось в двух случаях: Иаков запнул его или помешал его благо­получию тем, что сперва купил у него первенство за дешевое кушанье (Быт. 25:31), а теперь хитростью предвосхитил у него отчее благословение. – «Не оставил ли еси и мне благословение, отче»? Исав теперь и сам признает неотъем­лемым благословение, данное Иакову, и не настаивает более на своем желании получить то, что дано другому; но он не хочет совсем остаться без благословения и вопрошает отца: неужели не осталось ни одного блага, которое он мог бы испросить ему у Бога? Неужели благоволение к одному сыну так всецело наполнило отеческое сердце, что в нем не осталось места благословению к другому сыну, прежде горячо любимому отцом, ему угождавшему?

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения

См. Толкование на Быт. 27:34