Толкования на Быт. 28:11

Свт. Иоанн Златоуст

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

См. Толкование на Быт. 28:10

Свт. Кесарий Арелатский

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Иаков, когда спал, положил камень под голову и во сне увидел доходящую до небес лестницу, на которой стоял Господь. Подумайте, братья, как много таинств в этом месте. Иаков - образ Господа нашего Спасителя; и камень, который он положил под голову, не меньше прообразует Христа Господа. Послушайте апостола, объясняющего, почему камень у изголовья означает Христа: всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11:3). И, наконец, обратите внимание на то, что благословенный Иаков возлил елей на камень (см. Быт. 28:18). Обратите внимание на елей, и вы узнаете Христа: Христос означает «помазанник».

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

См. Толкование на Быт. 28:10

Свт. Филарет (Дроздов)

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Пришел на одно место и проч. Место сие было близ города Лузы; называвшегося потом от сего самого места Вефилем (Быт. 28:19), лежавшего в таком расстоянии от Беэр–шавы, какое человек, не обремененный много, может перейти в один день. Итак, Иаков, совершив первое дневное путешествие, проводит ночь на том месте, где она его застала; и здесь‑то Бог его напутствует откровением.

Удивителен подвиг Иакова, который имеет отца богатого, в дальний и опасный путь вступает один (Быт. 32:10), неся на себе дорожный запас (Быт. 28:18), и проводит ночь в пустом месте. Дабы утаиться от Исава, он выходит из отеческого дома без сопутников; будучи же без сопутников, не смеет поручить себя странноприимству Хананеев, но совершенно вверяет себя единому Богу.

…Положить камень в возглавие, продолжает тот же учитель, значит утвердиться во Христе. Между тем как полагающие главу на земле блуждают в темных и суетных мечтаниях, утвержденный во Христе полагает как говорит Пророк, в сердце своем восхождения (Пс. 83:6) или степени добродетелей, по которым его помыслы и чувствования непрестанно восходят в любви Божественной и непрестанно нисходят в смирении (Быт. 28:12).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11-13 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Иаков шел целый день и ночевал в пути. И когда наступил вечер, вместо возглавия, какое употреблял в куще матери своей, положи в возглавие себе камень и спа… И сон виде: и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней: Господь же утверждашеся на ней. В образе лествицы показано было Иакову восхождение и нисхождение Ангелов над ним, когда он спал, и давалось уразуметь, что охраняется он не только во время бодрствования, но и когда спит, ибо тогда Ангелам повелено восходить и нисходить над ним для его охранения.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

В то время, когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, он пришел в Луз (см. Быт. 28:19) и там, как сказано, положил себе камень изголовьем. Камнем под его головой был Христос. Никогда ранее он не клал себе под голову камня, только в тот момент, когда бежал от преследователя… до тех пор, пока пребывал в доме своего отца и имел утешения плоти, не клал под голову камня. Он покинул свой дом бедным, с одним только посохом, и тотчас, в ту же ночь, нашел камень и положил себе изголовьем. Поскольку имел такую подушку для отдыха, то представьте себе его видение. И увидел, говорится, во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. Он видел ангелов, спускающихся с неба на землю, и других ангелов, восходящих от земли на небо. Хотите ли знать, почему этот камень под головой Иакова был Христос, камень краеугольный? (Ис. 28:16) Камень, который отвергли строители, соделался главою угла (Пс. 117:22; Мф. 21:42; Мк. 12:10; Деян. 4:11; 1 Пет. 2:7). Камень этот, о котором написано в Книге Царств, называется Авен-Езер (1 Цар. 7:12), и камень этот - Христос. Авен-Езер в переводе означает «камень помощи». Сказано далее, что утром Иаков пробудился. И что же он сказал? Это не иное что, как дом Божий. И что же он сделал? И взял камень, говорится, и возлил елей на верх его (Быт. 28:18). И если мы не постигли тайну Писания, то какой был смысл в том, что он возлил елей на камень?

Трактат на Псалмы.

Епископ Виссарион (Нечаев)

XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лест­вицы.

И обрете место и успе тамо, зайде бо солнце: и взя от камения места [того], и положи в возглавие себе, и спа на месте онем

Место, где заночевал Иаков, было близ ханаанского города Лузы (Быт. 35:6) и названо им Вефилем, т.е. домом Божиим, в память Богоявления, которого, как сейчас уви­дим, он сподобился в этом месте. Впоследствии, когда Луза завоевана была евреями, она по соседству с местом этого Богоявления переименована была ими в Вефиль (Быт. 35:9). Вефиль лежит к северу от Иерусалима, в 15 верстах от него, а от Вирсавии в 60 верстах. Иаков мог совершить столь значительный дневной переход не иначе, как поднявшись в путь рано утром, что сделано, вероятно, для того, чтобы не быть замечену Исавом. Иаков, застигнутый в поле ночью, не пошел искать ночлега в соседнем городе, потому ли, что по недоверию к хананеям не заблагорассудил вру­чить себя их гостеприимству или, вернее, потому, что хотел оставаться под охраной одного Бога, своего Защитника и Покровителя. Ночуя среди поля, он мог опасаться нападе­ния разбойников и хищных зверей; но его не покидала надежда на сего Всемогущего Защитника. Утомленный длинным переходом и зноем дня, он спокойно заснул на камне, который положил себе в изголовье. Ночная роса, обильная в жаркой стране, смочила верхнюю одежду и члены его, но не обеспокоила, а только освежила его.

Толкование на паремии из книги Бытия

Лопухин А.П.

и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте

Место остановки Иакова, названное им именем Вефиль, лежит в 12 римских милях от Иерусалима, на пути в Сихем; Иаков мог идти до этого места не один день (по раввинам, Иаков был «сыном дня», т. е. в день выхода из Вирсавии прибыл в Харран, что, конечно, невероятно). Слав.: обрете место точнее отвечает евр. pаgа (и греч. ἀπαντάω). Талмудисты понимают это выражение о молитве Иакова и именно на основании данного стиха приписывают Иакову введение вечерней молитвы (Исааку — дневной минха, на основ. Быт. 24:63; а Аврааму — утренней); самое место отождествляют с местом жертвоприношения Исаака. В этих домыслах верна лишь мысль, что Иаков находился в молитвенном настроении. Ночевал он, без сомнения, на открытом месте, так как избегал общения с хананеями после только что полученной заповеди отца — не вступать с ними в родственные отношения (ст. 1).