Толкования на Быт. 30:2

Свт. Иоанн Златоуст

Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева

Что же на это благочестивый Иаков? «Разгневася, – сказано, – на слова сии, и рече ей: еда вместо Бога аз есмь, иже лиши тя плода утробного?». Что ты, говорит, забыв Владыку естества, укоряешь меня? Он лишил тебя плода чрева; почему ты не просишь Того, Кто может открыть производительность природы и дать чреву способность чадорождения? Знай, что Он лишил плода чрево твое и сестре твоей даровал такую плодовитость. Итак, не требуй от меня того, чего я не могу дать и в чем я не властен. Если бы это от меня зависело, я конечно предпочел бы тебя сестре, имея к тебе больше благорасположения. Но так как я нисколько не могу помочь тебе в этом, хотя бы еще в тысячу раз более был расположен, то прибегни с прощением к Тому, Кто неплодству подвергает, но и разрешить его может. Смотри, как рассудителен праведник: даже в гнев приведенный словами жены, он дает ей ответ с великою мудростью; тщательно поучает, ее, объясняя ей причину (неплодства), дабы она, оставив Господа, не требовала от другого кого-либо того, что только Бог один может даровать. Узнав таким образом, что она от Бога лишена чадородия, и видя сестру, гордящуюся детьми, желая получить хотя малое утешение, говорит Иакову: ты вразумил меня теперь, что не по твоей вине я остаюсь бесчадною; и так возьми хотя рабу мою, и дай мне от нее детей, чтобы я хотя малое утешение для себя могла найти в усыновлении рожденных от рабы.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 56.

Свт. Филарет (Дроздов)

Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева

Неужели я вместо Бога, который не дал тебе плода чрева? Евреи (см. Paraph. Hieros. in Genes. XXX. 22) замечают, что Бог хранит три ключа, которых не предаст ни Ангелу, ниже Серафиму: а) жизни или рождения (1 Цар. 2:5, 6; Пс. 112:9; Пс. 126:3), б) дождя или плодородия (Втор. 28:12) и в) гроба или воскресения (Иез. 37:12-13). Некоторые присовокупляют четвертый ключ питания (Пс. 144:15-16). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начала, и продолжение, и совершение бытия человеческого.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева

Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений (Быт. 1:28; 9:1, 7; Пс. 126:3).

По древнееврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: а) жизни и рождения (1 Цар. 2:5–6; Пс. 112:9, 126:3); б) дождя или плодородия (Втор. 28:12) и в) гроба и воскресения (Иез. 37:12–13).

Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Быт. 24:65–66).

Толковая Библия.