Толкования на Быт. 31:7

Свт. Кирилл Александрийский

а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло

См. Толкование на Быт. 31:1

Свт. Филарет (Дроздов)

а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло

Десять крат Лаван изменяет и похищает награду Иакова, но столько же крат Бог Сам воздает ему. Так видимые потери в мире невидимо возвращаются в Боге, если Ему единому, как Иаков, поручаем мы правду нашу.

Толкование на Книгу Бытия.


Иногда неблагодарность и забвение, или еще более, несправедливость и притеснение бывают воздаянием за труды самые усердные, честные и полезные: но должен ли поэтому трудящийся упасть духом и прийти в уныние? - Нет! Самое лучшее оружие против несправедливости есть терпение и непобедимое мужество.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Прп. Ефрем Сирин

а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло

См. Толкование на Быт. 31:6

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-8 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых

На месте поставленных мною слов «изменял мою награду десять раз» Семьдесят толковников поставили «[заменял мою награду] десятью агнцами». Не знаю, какими соображениями они руководствовались, потому что еврейское слово moni (מֹנִ֑ים) означает скорее число, нежели агнцев. В конце концов, и на основании слов, которые стоят следом в этом же отрывке, можно найти больше подтверждения такому пониманию, что с каждым новым приплодом Лаван изменял условие договора. Если он видел, что скот рождается пёстрым, то после выхода нового потомства говорил: «Хочу, чтобы впредь пёстрые животные рождались для меня». И опять, когда он видел, что скот рождается одноцветным (разумеется, что Иаков, услышав о таком желании Лавана, уже не клал ветви в канавы), говорил, чтобы скот выводил для него на свет будущий приплод одного цвета. Да что тут говорить?! До десяти раз (!) Лаван то и дело изменял условие договора то относительно своего скота, то относительно скота Иакова. И всё, о чем бы он ни задумал как о рождающемся для него, меняло свой цвет на противоположный. А чтобы кому-нибудь не показалось невероятным, что за шесть лет было десять приплодов, пусть прочтёт Вергилия (Георгики II, 150), у которого сказано:

«дважды [в год] непраздные овцы».

А есть сведения, что природные свойства овец в Италии и в Месопотамии одни и те же.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт. 31:3–16). В сей паремии повествуется о приготовлении Иакова к возвращению из Харрана на родину.

Ст. 7-8 Отец же ваш обиде мя и измени мзду мою десяти агнцев, но не даде ему Бог зла сотворити мне. Аще сице речет: пестрыя, будет твоя мзда: и родятся вся овцы пестрыя. Аще же речет: белыя, будет твоя мзда: и родятся вся овцы белыя

Обида или несправедливость Лавана, на которую жа­луется Иаков, состояла в изменении условий договора о вознаграждении его. Лаван первоначально согласился предоставить ему в награду агнцев и козлят пестрых, какие народятся в стаде, отданном ему для стережения. Но не­смотря на то, что это стадо нарочно собрано было Лаваном из одного белого скота, от него рождались агнцы и козлята большей частью пестрые, т. е. такого цвета, какой назначен был в пользу Иакова. Лаван, видя выгоду на стороне одного Иакова, не раз менял условие касательно цвета скота, какой должен достаться в награду Иакову. Выражение: «измени мзду мою десяти агнцев», или проще и точнее с еврейского: «десять раз переменял награду мою», – можно понимать буквально, если принять во внимание, что овцы и козы рождали два раза в году. Но можно также полагать, что круглое число «десять» употреблено в неопределенном знаменовании множества, чему примеры встречаются в дру­гих местах Писания (Лев. 26:26; Чис. 14:22). Сколько раз, однако, не изменял Лаван условий награды Иакову, выгода всегда оставалась на стороне последнего. Он говорит: «не даде ему [Лавану] Бог зла сотворити мне. Аще речет: пестрыя будет твоя мзда, и родятся вся овцы пестрыя» и т. д. Под овцами здесь разумеются не одни овцы в собст­венном смысле, но также и козы, судя по тому, что сам Иаков при заключении договора с Лаваном выразился: «всякая овца… в козах» (Быт. 30:32). – «Вся овцы», – не безус­ловно «все», но большая часть их, потому что некоторые из них рождались с шерстью такого цвета, по которому, согласно договору, должны были доставаться Лавану, – это те, которые рождались от слабого скота (Быт. 30:42). Что слово «весь» не всегда имеет безусловный смысл, видно между прочим из того, что иудеи, недоброжелательные Иисусу Христу, говорили о Нем: «весь мир по нем идет» (Ин. 12:19), тогда как не только не весь мир, не все люди на свете, но даже иудеи далеко не все становились в ряды Его последователей.

Толкование на паремии из книги Бытия

Лопухин А.П.

а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло

См. Толкование на Быт. 31:6