Толкования на Быт. 32:1

Свт. Иоанн Златоуст

А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии

Поелику прекратился и уже миновал страх его пред Лаваном, а место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк ангелов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.

Свт. Филарет (Дроздов)

А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии

Еврейский толкователь (Salomon larchi) говорит, что виденные Иаковом Ангелы были Ангелы-хранители страны Халдейской, которые невредимо сопроводили его до пределов своей области, и Ангелы-хранители земли Ханаанской, которые как бы принимали его от оных в свое охранение. Толкователи христианские, не входя в исследование о чине Ангелов, говорят о намерении посольства их и полагают, что явление их предвещало Иакову безопасное возвращение в землю Ханаанскую, подобно как прежде видением лестницы и Ангелов предвозвещено Богом охраняемое странствование. В самом деле, приближаясь к земле Ханаанской, он начинал опасаться Исава, столь давно ищущего смерти его и, по самому предречению отца, мечом жить осужденного. Итак, весьма благовременно было явление Ангелов в виде ополчения сопутствующего или расположенного станом воинства, в знамение того, что безоружный на земле ограждается небесными силами. Кажется, сие самое явление описал и изъяснил Давид (Пс. 33:8).

…Простясь с Лаваном, Иаков видит Ангелов. Оставивший мир вступает в союз с миром вышним.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1 А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии

Ст. 3-4 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне

Ст. 6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек

После того, как разлучились Иаков и Лаван, сретоша Иакова Ангели Божии. Этим они давали понять Иакову, что если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукой Ангелов, хранящих Иакова. Ибо как при пришествии его были показаны ему Ангелы, сопровождающие его, так и при возвращении Бог показывает ему Ангелов, удостоверяя тем в сказанном ему: «Я пойду с тобой, и Я изведу тебя оттуда». Полк Ангелов показан был также Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом. Потом Иаков посла… послы… ко Исаву брату своему, извиняясь в том, что умедлил. А когда услышал Иаков, что Исав идет во сретение ему с четырьмястами мужей, тогда, хотя прибег с молитвой к Богу, прося воспомянуть завет, заключенный с ним во время исшествия его, однако же и к брату своему послал умилостивительные дары, чтобы не помнил он обиды, нанесенной ему в тот день, когда Иаков восхитил у него благословение.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим

И назвал это место именем “стан” (ополчение). Там, где в этом отрывке стоит слово «стан», в еврейском тексте употреблено слово manaim (מַֽחֲנָֽיִם). Эти сведения необходимы для того, чтобы понимать, о какой местности идёт речь, если в каком-либо другом месте Писания это слово будет стоять без перевода. И прекрасно, что Иаков, намереваясь идти к брату, который находился во вражде с ним, был встречен хорами сопровождающих его Ангелов.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Видение Ангелов, молитва Иакова.

Ст. 1-2 А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим

«Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк Ангелов» (Святой Иоанн Златоуст, Бес. 58, с. 625).

Основываясь на свидетельстве кн. Яшар о том, что в противовес 400 мужам Исава, высланным им по наущению Лавана, Ревекка выслала на защиту Иакова 72 человека, некоторые еврейские толкователи видели в «Ангелах Божиих» или «ополчении Божием» просто путников, караван которых ободрил Иакова в его страхе.

Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых «видениях» (φαντάσματα), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему «благие надежды» в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой смысл библейского текста: «Ангелы Божии» суть те же небесные охранители избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месопотамию (гл. 28). Название их «ополчением Божиим» (machoneh Elohim) соответствует совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского «воинство небесное» (Нав. 5:14; Пс. 102:21). Что нередко назывался сонмом Ангелов «ополчением Божиим» видно из (1 Пар. 12:22). Двойственная форма имени «Маханаим» объясняется так, что Иаков разом видит два стана: земной (собственный) и небесный (Ангелов), или же — два сонма Ангелов; последнее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм — Ангелы-хранители земли Ханаанской теперь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков. Быт. 28:12–13). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц (Пс. 33:8 и др.) и целых народов и царств (Дан. 10:13, 21; 12:1) — учение библейское.

Маханаим — впоследствии город убежища (Нав. 21:38) упоминается не раз в истории Давида и Соломона (2 Цар. 2:8; 17:24, 27; 19:32).

Толковая Библия.