Толкования на Быт. 35:2

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 2-3 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил

Заметь и послушание и благочестие праведника. Лишь только услышал он: «взыди в Вефиль, сотвори жертвенник», – тотчас, созвав всех своих домашних, говорит им: «поверзите боги». Каких же богов, спросит кто-нибудь? Ведь никогда не видно было, чтобы у него были какие-либо боги: праведник искони, с самого начала, был благочестив. Но может быть, он разумел богов Лавановых, взятых Рахилью, и потому сказал: так как мы должны принести благодарственные жертвы Богу истинному, всегда являющему мне Свое заступление, то бросьте идолов, если какие есть у вас; «очиститеся и измените ризы своя», и так направимся к городу; очистив себя совне и внутри, так пойдете; показывая чистоту не светлыми только одеждами, но, очистив помыслы душевные уничтожением идолов, мы взойдем к Вефилю.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши

См. Толкование на Быт. 35:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши

Богов чужих. Разумеются здесь, во–первых, идолы, похищенные у Лавана Рахилью (Быт. 31:19), во–вторых, так как речь Иакова обращена ко всему дому его и всем бывшим с ним, идолы рабов, приобретенных в Месопотамии. Иные толкователи прибавляют еще идолов, взятых в Сихеме. Пример Иакова может служить к очищению понятия прославляемой в новейшие времена терпимости вер. Правда, что любовь долготерпит, не раздражается (1 Кор. 13:4). Но она не исключает и снедающей ревности по доме Божием (Ин. 2:17). Терпимость ложных богослужений не должна быть соединена с оскорблением и вредом истинного. Слова Христовы: всякого, кто исповедает меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом моим, сущим на небесах (Мф. 10:32), относятся не к мученикам только веры, но и к ее покровителям.

И очиститесь. Еврейское слово טהר означает очищение, в особенности верою (Чис. 31:23-24). Некоторые толкователи спрашивают: не от язычников ли евреи заимствовали обряды внешней чистоты в богослужении? Их можно спросить взаимно: не от язычников ли также евреи заимствовали действия внешней чистоты в домашней жизни? Догадка (Grot, in Mat, с. Ill), что употребление в богослужении омовения особенно установлено в память потопа как очистительного действия всемирного, имеет в себе нечто сообразное с духом священной древности.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши

См. Толкование на Быт. 35:1

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил

Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль (Быт. 28:19), он (как после Моисей от народа — перед Синайским законодательством, Исх. 19:10, 14) требует от всех членов семьи своей полного очищения — отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесено в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освящению (ср. Исх. 19:10, 15; 2 Цар. 12:20). Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути.

Толковая Библия.