Толкования на Быт. 37:4

Свт. Иоанн Златоуст

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно

Смотри, до какой степени они начинают ненавидеть его, ничем их не оскорбившего. «И ничтоже можаху глаголати к нему мирно». Что значит: «ничтоже можаху глаголати к нему мирно»? Так как страсть овладела ими, и ненависть с каждым днем возрастала, то они, как плененные и порабощенные этою страстью, начали с ним обращаться коварно, так что ничего не могли и говорить с ним спокойно. И заметь, что (Писание) указало и самый источник ненависти в том, что она произошла от зависти. «Видевше же, – сказано, – братия, яко отец любит его паче всех сынов своих». Любовь отца возбудила зависть к Иосифу; но эту любовь привлекала к юноше добродетель его. Им надлежало бы соревновать брату, подражать его нраву, чтобы и самим снискать любовь отца; но это им и на ум не приходило, – напротив, они все обнаруживали общую ненависть к брату, любимому отцем. И как враги, питая скрытую внутри злобу, не могли даже говорить с ним мирно, а обращались с ним коварно. Но этот чудный (юноша), сохраняя братскую любовь к ним, и не подозревая ничего, доверялся им, как братьям, и делал для них все, что мог.

Эта именно страсть (зависть) в самом начале довела Каина до братоубийства. Как Иосифовы братья, за любовь, какую оказывал ему отец, стали его ненавидеть, умышлять против него зло и каждый день готовы были его убить, так и Каин, за то, что дары брата были более благоугодны Богу (чем дары его), решился убить брата, и говорит ему: «пойдем на поле» (Быт.4:8). Видишь, что и этот (Авель) без всякого подозрения, во всем доверяя брату, идет с ним, и сверх всякого ожидания делается жертвою преступной руки. Также и дивный Иосиф, не зная о злоумышлении братьев, обходился с ними, как с братьями, и рассказывал им свои сны, в которых открывал ему Бог будущее величие его и подчинение ему братьев.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 61.

Свт. Кесарий Арелатский

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно

О благословенном Иосифе, возлюбленные братья, написано, что братья завидовали ему и не могли говорить с ним дружелюбно. Верным является то, возлюбленные, что недуг зависти столь опасен, что не щадит даже братьев, не говоря уже о чужих. Действительно, в самом начале мира неправедный Каин из зависти убил праведного Авеля (см. Быт. 4:1-15), святой же и верный Иосиф через свои невзгоды показывается еще более праведным слугой Господа. Из-за зависти он сперва был продан братьями в рабство измаильтянам, а затем его продали те самые люди, которые, как он видел, относились к нему с почтением, и он оказался у хозяина-египтянина (см. Быт. 37:18-28, 36). Душа его всегда сохраняла достоинство, и он был примером и рабам, и свободным.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно

См. Толкование на Быт. 37:2

Свт. Филарет (Дроздов)

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно

И не могли говорить с ним мирно. Поелику слово мир употребляется у евреев во всех обыкновенных приветствиях (см. Быт. 29:6; 1 Цар. 25:6), то слова сии могут иметь такой разум, что братья Иосифа не хотели даже приветствовать его при свиданиях. Не могли сказано потому, что обладаемые страстью в самом деле чувствуют себя как бы не в силах делать то, чего долго и упорно не хотели.

…Кроме сего, в приключениях Иосифа можно находить вообще образ души, избранной Богом и по предустановлению ведомой к великому назначению. Как Иосиф, души, предуставленные от юности, носят на себе знамения особенной любви Божией, имеют некие предвестия и предчувствия своего назначения и не скрывают их; чрез сие возбуждают зависть в собратьях и таким образом повергаются в огненное испытание, которое долженствует их очистить и утвердить.

Толкование на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно

Эта предпочтительная любовь послужила для братьев Иосифа новым поводом к ненависти, самой нестерпимой и нескрываемой, к любимцу, тем более, что они могли опасаться (по замечанию Абарбанеля), как бы отец не лишил их всякого наследства из-за Иосифа.