Толкования на Быт. 37:35

Свт. Иоанн Златоуст

И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его

Думаю, что и это для них было новым ударом. Видя, какую сильную любовь выражает отец к тому, которого уже нет, который считался растерзанным зверями, братья еще более снедались завистию. Но они за свою жестокость к брату и к отцу не заслуживают никакого снисхождения.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 61.

Свт. Филарет (Дроздов)

И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его

С печалию пойду к сыну моему в шеол. שאול знаменует глубокое подземное и мрачное место (Втор. 32:22; Иов. 26:6; Ис. 14:11; Ион. 2:2-3), гроб (Пс. 140:7; Ис. 14:15), в отличение от слов בור бор, קבר кебер и קבורה кебура — состояние умерших. Сие значение по необходимости должно иметь место в пророчестве Исаии о царе Вавилонском, который представляется нисходящим в шеол (Ис. 14:9) и в то же время лишенным гроба (Ис. 14:18-19). В словах Иакова схождением к сыну в шеол, подобно как в истории Авраама присоединением к народу своему (Быт. 25:8), указуется общее состояние по смерти. Подобные выражения в одном и том же разуме совокупляются у Иезекииля (Иез. 26:20).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Исаак Сирин

он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его

Хотя и передано с тщательностью истинными [наставниками], что в здешней жизни нет мысли, которая не подверглась бы полному расхищению из-за хищничества страстных побуждений, я говорю это с уверенностью — и я не страшусь силы опыта, — что тот, кто облачен в одежду плача в помышлении своем, не только непобедим для страстных побуждений или силен в брани с ними и победоносен — то есть они совсем не дерзают показываться [ему] в намерении сражения, — но даже и издалека не дерзают они проходить перед тем [местом], где находится душа, у которой устроен дом скорби в разнообразных стенаниях о грехах ее. И, как сказано блаженным Иаковом, в могиле она [т. е. душа] устроит обитание свое, пока снова не встретится с возлюбленным Иосифом. Я не соглашусь сказать, что сладость страстей войдет туда, где есть горечь плача. Я же говорю, что дело плача безопасно, и надежно, и превыше страха.

Слово 76. Краткие главы.

Лопухин А.П.

И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его

Из дочерей Иакова доселе (гл. 34) упомянута только Дина; другие могли быть не упомянуты в родословной таблице, или (по объяснению Мидраша, Розенмюллера и др.) здесь дочерьми названы невестки Иакова. «Преисподняя», евр. scheol (от гл. schaal, требовать, — место, которое неумолимо зовет в себя всех людей, Ис. 5:14) — не могила, которой не было, по мысли Иакова, у Иосифа (ибо он почитал его растерзанным зверями), но таинственное жилище умерших. Как и выражение священнописателя (об Аврааме, Исааке) «приложился к народу своему» (Быт. 25:8; 35:29), представление патриархального периода о числе — свидетельство веры патриархов в бессмертие.

Толковая Библия.