Толкования на Быт. 42:21

Свт. Иоанн Златоуст

И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие

Но посмотри, как теперь восстает неподкупный судия – совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд, и как они обвиняют сами себя. Таков грех. Когда он уже совершен на самом деле, тогда и обнаруживает величайшее свое безрассудство. Как пьющий, когда упивается крепким вином, нисколько не чувствует вреда от вина, а уже после самым опытом дознает, как оно губительно, так и грех: пока еще не сделан, он помрачает рассудок, и подобно густому облаку потемняет смысл, а потом восстает совесть и сильнее всякого обличителя терзает мысль, обнаруживая гнусность поступка. Вот и эти теперь приходят в чувство, и когда увидели решительно угрожающую им опасность, тогда сознают, что ими сделано, и говорят: «ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его». Не случайно и не напрасно мы терпим это, говорят они, а справедливо и очень справедливо. Это нам наказание за бесчеловечие и жестокость, какую мы оказали брату: «яко презрехом скорбение души его, егда моляшеся нам и не послушахом его». Так как были немилосерды и оказали великую жестокость, то зато теперь и испытываем тоже самое: «сего бо ради прииде на ны скорбение сие».

Так они говорили между собою, думая, что Иосиф ничего этого не слышит. Он, как будто не зная и не понимая их языка, употреблял в сношениях с ними толмача, который его слова передавал им, а их слова объяснял ему.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.

Свт. Кесарий Арелатский

И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие

Если посмотрим внимательно, братья возлюбленные, то поймем, что Иосиф сделал со своими братьями то же, что, как мы верим, Бог сделал благословенному Иакову. Он действительно был настолько свят, что не мог возненавидеть своих братьев. Поэтому нам остается верить, что он подверг их столь многим невзгодам для того, чтобы разбудить в них осознание греха и привести к исцелению покаянием. И вот, сильно опечалившись, они сказали, что заслужили такие страдания, потому что согрешили против своего брата и видели страдание души его (Быт. 42:21). И поскольку Иосиф знал, что без глубокого раскаяния не простится братьям грех убийства, то и раз, и два, и три он подвергает их целительным терзаниям, словно духовному огню. Он не ставил цели отомстить за себя, но хотел помочь им исправиться и освободиться от столь тяжкого греха. И прежде чем они исповедали свой грех и взаимными упреками раскрыли совершенное ими преступление, Иосиф не дал им узнать себя и не целовал их поцелуем мира. Увидев же, что они смиренно раскаиваются в совершенном грехе, он целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их (Быт. 45:15), омывая их головы, трепещущие от страха, росой своих слез и смывая слезами любви ненависть братьев.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие

За то постигла нас скорбь сия. Братья Иосифа счастливы тем, что и в греховном состоянии сохранили уверение о премудром и праведном Провидении. Сие уверение становится теперь источником их покаяния, очищения и спасения. Счастлив, кто умеет по их примеру изъяснять свои несчастия.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие

Впрочем, нельзя видеть в этом гневного мщения, потому что Иосиф, открывшись братьям, с любовью облобызал их. Но поскольку заключен был в узы тот, кто больше всех из братьев желал заключить в узы Иосифа, то они должны были видеть в этом справедливое воздаяние. Потому и сами они сказали: «Действительно заслужили мы, чтобы потерпеть это, яко презрехом скорбение брата нашего, егда моляшеся нам, и не сжалились над ним». Иосиф слышал, как Рувим говорил это братьям и как напоминал им, что он просил не ввергать Иосифа в ров. Тогда Иосиф вспомнил об этом и заплакал; но не о том, что так поступили с ним братья, а о том, откуда и на какую высоту возвел его Бог.

Когда же братья Иосифовы, снабженные путевыми запасами, возвратились домой, то проведали отцу о несчастии, постигшем их во время путешествия. Рассказали, что были осмеяны Египтянами, заподозрены в соглядатайстве, унижены и что теперь смогут избавиться от напастей, только отдав туда Вениамина. Пока же одни рассказывали об этом Иакову, другие начали развязывать вретища, и каждый во вретище нашел свое серебро. Иаков скорбел о том, что их постигло, особенно же о Симеоне, заключенном в узы. Сыновья ежедневно умоляли его отпустить с ними Вениамина. Но Иаков опасался, чтобы и Вениамина не постигло то же, что постигло брата его, и не склонялся на их просьбу.

Толкование на книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 21-22 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается

Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья — совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя» (Иоанн Златоуст, Бес. 64, 684).

Толковая Библия.