Толкования на Быт. 43:34

Свт. Иоанн Златоуст

И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним

Это приводило их в изумление и они недоумевали, откуда он знал разность их возраста. Затем, каждому дав часть (снеди), Вениамину дал в пять раз больше. Они не понимали, что это значит, и думали, что просто по некоторой случайности сделано им, как бывает в отношении к малолетним.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.

Свт. Филарет (Дроздов)

И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним

А Вениамину дал часть впятеро больше частей всех их. Отличая Вениамина, Иосиф и удовлетворяет своей к нему любви, и отдает справедливость его непорочности, и в то же время испытывает, не возбудит ли сие зависти в братьях.

И пили у него довольно. Не пьянство сим описывается, но довольное употребление вина по обряду пиршества. Пьянство нетерпимо было в древнем Египте.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним

Но обратите внимание: и опьянел в полдень (ср. Быт. 43:25, 34). Верно ли это, и возможно ли это понимать буквально, что святой муж опьянел? Опьянел и Ной, но он действительно опьянел; и Иосиф опьянел, и Ной опьянел в шатре своем (Быт. 9:21). Обратите внимание: здесь - тайна. Мы рассмотрим прежде, что это за тайна, а затем истолкуем, в чем ее смысл.

После потопа на земле Ной выпил вина, и опьянел в шатре своем, и обнажились бедра его, и виден был срам его (Быт. 9:21). И проходил мимо старший брат и насмехался, младший же брат покрыл его (Быт. 9:22-23). Все это говорится о Спасителе, что Он испил страдание на кресте: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26:39). Выпил, и опьянел, и обнажились бедра Его - это означает позор креста (ср. 1 Кор. 1:23). Проходил мимо старший брат, народ иудейский, и насмехался; младший же, народ языческий, покрыл позор. Поэтому проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт. 9:25). И вот, это проклятие сохраняется вплоть до сегодняшнего дня. Мы, народ младший, господствуем над народом старшим, иудейским. Таким образом, как Господь опьянел в страдании, так и святые Его изо дня в день пьянеют жаром веры и Духом Святым. Ты, который вчера копил золото, а сегодня его выбрасываешь, не кажешься ли ты безумцем даже для тех, кто не знатного происхождения? Наконец, когда Дух Святой сошел на апостолов, все они исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках (Деян. 2:4), поэтому о них говорили, что они напились сладкого вина (Деян. 2:13).

Трактат на Псалмы.


Особенностью еврейского языка является то, что в нём употребляется слово «опьянение» вместо «изобилия», как, например, в том стихе, где сказано: «От его каплей будет пьяна цветущая» (Пс. 64:11), надо думать, земля, обильно орошаемая дождями.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним

По распространенному на Востоке обычаю, посылка кушаньев от старшего на пиршестве выражала (и теперь выражает) почет гостю с его стороны, и увеличенная порция означала особенно большое уважение хозяина к известному гостю (1 Цар. 9:23–24; ср. у Гомера Ил. 7:321). Иосиф всем братьям посылает кушанья от стола своего (отсюда — попутно — узнаем, что евреи патриархального периода не гнушались общением пищи с чужеземцами, как начали гнушаться в период подзаконный), а Вениамину — часть в 5 раз большую; по Мидрашу, одну часть он получал наравне со всеми, другую от Иосифа, третью от Асенефы, 4-ю от Манассии, 5-ю от Ефрема. Обильное употребление вина при столе Иосифа не было пьянством, — скорее, мудрый Иосиф, держась пословицы: in vino veritas, мог наблюдать за братьями и тем, какое впечатление производит на них предпочтение, оказываемое им Вениамину. С этою целью он производит последнее тяжкое испытание братьям.

Толковая Библия.