Толкования на Быт. 48:14

Свт. Амвросий Медиоланский

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

Насколько очевидное в этом таинство! Взяв сыновей своих, которых он прижил в Египте, Иосиф подвел их к отцу: Ефрема с правой стороны от себя, а по отношению к Израилю слева, Манассию же с левой стороны от себя, а по отношению к Израилю справа. Но Израиль, протянув правую руку, положил ее на голову Ефрема, который был младше и стоял справа от деда, а левую руку положил на Манассию, который был справа, и так с перекрещенными руками благословил их. Иосиф сохранил в этом природный порядок, желая оставить старшему сыну большую часть, подобно Исааку, который хотел передать благословение старшему сыну (см. Быт. 27:1-40), - но [Израиль] отдал предпочтение младшему сыну, как образу более молодого народа, подобно тому, как он сам получил предпочтение матери. Наконец, Манассия в переводе означает «из забвения» (ср. Быт. 41:51), ибо народ иудейский забыл своего Бога, Который его сотворил (ср. Втор. 32:18), и каждый, кто из этого народа поверит, как бы из забвения призывается. В Ефреме же обещано изобилие веры, если перевести его имя как «тот, кто сделал плодовитым отца», как и сам Иосиф говорит: Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего (Быт. 41:52). Это является особенностью более молодого народа, который есть тело Христово (ср. 1 Кор. 12:12-27), делающее плодовитым Отца и не оставляющее собственного Бога.

О патриархах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-15 Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня

Здесь заметь, что праведник, у которого от старости ослабело телесное зрение («тяжко бо видеста очи его от старости, и не можаше видети» (Быт.48:10)), очи душевные имел еще крепкие, и верою провидел даже будущее. Не следуя указанию Иосифа, но переложив руки во время благословения, он отдал преимущество младшему сыну его, и предпочел Манассии Ефрема. И сказал: «Бог, емуже благоугодиша отцы мои». Смотри, какое было смирение у патриарха, какая душа благочестивая! Не дерзнул сказать: Бог, Которому благоугодил я, но что сказал? Которому благоугодили «отцы мои». Видишь ли душу благомыслящую? Хотя незадолго перед этим во время рассказа он говорил: в Лузе явился мне Бог и обещал дать мне и семени моему всю ту землю, и во множество языков сотворить семя мое, и таким образом имел очевидные доказательства Божьего к себе благоволения, однако сохранял еще уничиженный дух, – и говорит: «Бог емуже благоугодиша отцы мои пред ним, Авраам и Исаак». Потом: «Бог, иже питает мя измлада». Опять и в этом заметь великое его благомыслие. Не говорит о своей добродетели, а указывает на то, что было явлено ему от Бога, и говорит: «иже питает мя измлада даже до дне сего». Именно Он есть благоустроявший жизнь мою от начала до настоящего времени. Так еще и прежде говорил он: «с жезлом сим преидох Иордан; ныне же бех в два полка» (Быт.32:10).

Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.

Свт. Кирилл Александрийский

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

См. Толкование на Быт. 48:8

Свт. Филарет (Дроздов)

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

В обрядовом благословении Иакова с знамением креста некоторые примечают образ благословения духовного превыше небес во Христе (Еф. 1:3).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

См. Толкование на Быт. 48:1

Прп. Исидор Пелусиот

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11).

Письма. Книга I.

Прп. Нил Синайский

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

Святой Иаков, «пременив руце», благословил Ефрема и Манассию (Быт. 48:14). И смотри, что более всего чудно: сею переменою рук прообразовав Крест Господень, преподал он внукам Божественные благословения, и первого соделал вторым, а второго – первым.

Письма на разные темы. Акакию Мемориалию.

Лопухин А.П.

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец

См. Толкование на Быт. 48:13