Толкования на Быт. 49:17

Свт. Амвросий Медиоланский

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

После Иисуса Навина у народа были судьи из разных колен, но был и Самсон из колена Дана, и он судил двадцать лет (см. Суд. 13:2, 15:20). Однако не его подразумевает пророчество, а антихриста, который будет из колена Дана. Этот свирепый судья и страшный тиран будет судить народ, как змей, сидящий на дороге, желая извратить истину, он будет искушать тех, кто идет по пути истины, чтобы они сошли с него. Ведь уязвлять пяту коня означает, что конь, пораженный впрыскиванием яда и укушенный зубом змеи, поднимает свою пяту. Так Иуда предатель, искусившись от диавола, поднял пяту свою на Господа Иисуса (Ин. 13:18; ср. Пс. 40:10), чтобы низвергнуть всадника, Который Сам Себя низвергнул, чтобы воздвигнуть всех. Итак, Он упал, не лицом вниз, будто спящий, но на спину - чтобы, простирая Свои руки от младших поколений людей до старших, Он надеялся на помощь от Господа (Быт. 49:18). Ибо Он знал, что должен воскреснуть, и потому надеялся, что лежащий Адам восстанет.

О патриархах.

Свт. Кирилл Александрийский

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

См. Толкование на Быт. 49:16

Свт. Филарет (Дроздов)

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

Змий на пути и проч. Сим подобием изображается хитрость потомков Дановых. Примером оной служат деяния Самсона, похищение идолов из дома Михи и завоевание Лаиса (Суд. гл. 14-18).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

Как от колена Иуды рождается Христос, так от колена Дана родится антихрист. А что это так, Иаков говорит: да будет Дан змеем, сидящим на дороге, жалящим пяту коня. Какой же это змей, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия, который обольстил Еву и запнул Адама?… (см. Быт. 3:1-15) Что действительно от колена Дана должен родиться и восстать тиран, царь, судия ужасный, сын диавола, об этом объявляет пророк: Дан будет судить народ свой, как одно колено во Израиле (Быт. 49:16). Но кто- нибудь возразит, что это было сказано о Самсоне, который родился от колена Дана и судил народ двадцать лет (см. Суд. 13:2, 15:20). Однако это сбылось на Самсоне только отчасти, а вполне сбудется на антихристе. Ибо Иеремия говорит: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля (Иер. 8:16).

Об антихристе.

Прп. Ефрем Сирин

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

См. Толкование на Быт. 49:16

Блж. Иероним Стридонский

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

См. Толкование на Быт. 49:16

Руфин

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

Под тропой понимается более узкая дорога, которая показывает, что он [наш человек] идет не по широкой и просторной дороге, ведущей в погибель, но по узкой и тесной, ведущей в жизнь (Мф. 7:13-14). Он жалит пяту коня, совершая то, о чем апостол Павел сказал: усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Он делает так, что всадник падает назад. Ведь он таков, что всегда боится подъемов и высот и предпочитает, чтобы его душа с высоты зла пала к благому смирению, чему он учится у Христа, Который кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). И в особенности следует бояться превозношения преуспевающим. Наконец, даже такой значительный и важный апостол, как Павел, сказал: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, чтобы я не превозносился (2 Кор. 12:7). Так и душа, вернувшаяся обратно от превозношения и обратившаяся после к смирению Христову, надеется на помощь от Господа (Быт. 49:18).

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

См. Толкование на Быт. 49:16