Толкования на Быт. 49:20

Свт. Амвросий Медиоланский

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

В переводе на наш язык Асир означает «богатство». Итак, кто же богат, как не в бездне богатства и премудрости и ведения Божия? (Рим. 11:33) Кто же богат, как не Господь Иисус, Который всегда изобилен и не имеет никогда недостатка? Нищим Он пришел в этот мир, но всем изобиловал, всех исполнил благ - каков же в богатствах Тот, Кто и в нищете Своей всех сделал богатыми! Но Он нищ ради нас, а богат вместе с Отцом. Он был нищ, чтобы освободить нас от нужды, как и апостол учит, говоря: Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9). Его нищета обогащает, края Его одежды исцеляют (ср. Мф. 9:20-22, 14:34-36), голод насыщает, смерть оживотворяет, погребение воскрешает (ср. Рим. 6:3-11). Итак, Он есть богатая сокровищница, чей хлеб тучен. И верно, что Его хлеб тучен, ведь тот, кто будет есть его, не сможет больше алкать (ср. Ин. 6:35). Этот хлеб Он дал апостолам, чтобы они разделили среди верующего народа (ср. Мф. 15:36), и ныне нам дает этот хлеб, который священник каждый день освящает своими словами. Итак, этот хлеб стал пищей святых, и мы можем принять Самого Господа, Который дал нам Свою плоть, как Он Сам сказал: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6:48-50).

О патриархах.

Свт. Кирилл Александрийский

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

О Асире

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства (Быт. 49:20). Асир опять значит «богатство». Таково знаменование имени. Но думаю, что под ним разумеется тот, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), то есть Христос, сокровище, скрытому на поле (Мф. 13:44), многоценный бисер (ст. 46), и под образом премудрости весьма ясно говорящий: богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда (Притч. 8:18). Он же есть и посещающий землю, как говорит Давид: обильно обогащаешь ее (Пс. 64:10). Пишет нам также в одном месте и премудрый Павел о Нем: Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор. 1:4-5). Ибо Он обнищал с нами, хотя Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9). Здесь же, конечно, заключается и тучен хлеб, то есть весьма жирный и питательный; потому что питает нас Господь наш Иисус Христос, не манну чувственную ниспосылающий, как древле израильтянам, но Себя Самого водворяющий в душах верующих чрез Святого Духа. Посему и говорил Он народу Иудейскому: истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6:32-33). И еще: Я есмь хлеб жизни (ст. 35). Может быть, понимаем, Он, как хлеб животворящий, и в некотором более таинственном смысле. Дает же пищу князем. Ибо я мог бы сказать, что Престолы и Власти, Начала и Силы, Ангелы и Архангелы, и вся тварь святая и разумная делает Христа своею пищею. Но это должно быть понимаемо как следует. Впрочем и руководителям находящихся на земле паств раздает Он пищу, очевидно духовную, откровение тайн Божественных, ведение всякой добродетели, дабы и они могли питать врученные их руководству народы приводящими к жизни учениями. Посему Он и говорит им: даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). Равно также и в другом месте: Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф. 24:45-47; Лк. 12:42-44). Так поступающими мы найдем учителей церковных и прежде их — святых Апостолов. Так блаженный Павел пишет в Послании к некоторым: ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему (Рим. 1:11). Но и они говорят, что получают утешение от Бога, как исполняющего их благами свыше и утучняющего обильно дарованиями чрез Духа подаваемыми. Итак, Асир представляет собою Христа или тех, которые обогатились Христом, для которых Он разумеется также и как тучен хлеб.

Свт. Филарет (Дроздов)

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

К жребию Асира в земле Ханаанской принадлежала плодоносная земля при Кармиле (Нав. 19:24, сл.).

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

Здесь пророк намекает или на апостолов, которые служили и разделяли хлеб жизни, или на Спасителя, - предвозвещая или научая нас, что сходящий с небес хлеб станет пищей и питием для святых. Ибо Асир означает «богатство», поскольку только Он был способен насытить всех приходящих. В самом деле, Сам Христос засвидетельствовал о Себе: Я есмь хлеб, сшедший с небес. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; ядущий от Моего хлеба не увидит смерти вовек (Ин. 6:48-51, 8:51).

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

Асир, земля его добра, и той даст пищу князем. Это Церковь, которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не только царям, но и всему воинству, сопровождающему царей.

Асир, земля его добра. Это значит то же, что сказано Моисеем: Асир омочит в елей ногу свою (Втор. 33:24), вероятно потому, что земля его была обильна. И той даст пищу князем; разумеются чистый елей и лучшие вина в наследии Асировом.

Руфин

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

Поскольку Асир означает «блаженный», то и хлеб этого [нашего] человека назван тучным, ибо такого человека, обратившегося от заблуждения через покаяние, постепенно и шаг за шагом, мы ныне ведем к возрастанию блаженства, - после его обращения, после духовного познания и после победы над искушением. Ведь он ест тот хлеб, который сходит с небес и дает жизнь Muру (Ин. 6:33), и этот хлеб тучен для него.

О благословениях патриархов.

Лопухин А.П.

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства

Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских.