Толкования на Иер. 2:12

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды

Изумитесь сему небеса, и врата их ужаснитесь сильно, говорит Господь. Ибо два зла сделали. народ Мой: оставили меня, источник воды живой, выкопали себе водоемы, водоемы разбитые, которые не могут держать воды. LXX: изумилось сему небо и содрогнулась чрезмерно и сильно и прочее так же. Небо, коему сказано: вонми небо и возлоголю (Втор. 32:1) и: слыши небо и внуши земле (Ис. 1:2), – небо, видя заповеди Божии попранными, ужасается и не может скрыть изумления. Ибо вся тварь совоздыхает и соболезнует о грехах человеческих. Народ Божий сделал два преступления: во-первых, оставил Бога, который есть источник жизни и который дал заповедь, говоря: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския (Исх. 20:2); и во вторых преступил написанное в том же месте: да не будут тебе Бози инии, разве Мене, и вместо того пошел в след демонов, которых называет разбитыми водоемами, так как они не могут хранить заповедей Божиих И тому должно внимать, что Бог есть источник неизсякающий и имеет воды животные. Водоемы же и пруды наполняются или из потоков, или из вод мутных, с земли и от дождей. А вратами небесными называет те врата, о которых и в двадцать третьем псалме написано: «поднимите, врата, верхи ваши и войдет Царь славы», вместо чего LXX перевели: «поднимите, князья, ворота ваши», о которых подробнее будет сказано в своем месте. Что Акила и Симмах перевели небеса, a LXX и Феодотион небо, то пусть никто не смущается этим, ибо еврейское samaim числа общего, и его можно переводить и небеса и небо, подобно тому как Фивы, Афины, Салоны.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Свт. Афанасий Великий

Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь

«Ужасеся небо, – как говорит пророк, – и зело вострепета» от преступления Закона, а еще более солнце, негодуя и не терпя тогда телесно наносимых общему всех Владыке оскорблений, которые добровольно понес Он ради нас, отвратилось и, удержав лучи свои, произвело тот, не озаренный солнцем день.

На ариан слово первое.

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды

Призывая во свидетели тяжести преступления совершенного Израилем, небеса, которые не могут не изумляться неблагодарности Израиля к Иегове, пророк от лица Божия говорит, что Израиль оставил Бога — этот источник живой, самой чистой ключевой воды, в выкопал себе водоем для дождевой воды, притом даже такой водоем, который не обложен внутри крепкими вытесанными камнями и потому не удерживает в себе стекающей в него воды. Ясно, что под этими плохими цистернами или водоемами, не исполняющими своего назначения нужно разуметь языческие религии, к каким прилепился Израиль, оставив веру в истинного Бога.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 2:4