Толкования на Иер. 5:20

Блж. Иероним Стридонский

Книга вторая.

Вторую книгу толкований на Иеремию, брат Евсевий, мы диктуем быстро, несколько отвращая уши, чтобы не слышать суда крови и не плакать о душах тех мертвых, которые в самомнении добродетелей постоянно впадают в гордость и считают себя подобными Богу, так что равенство с Ним, которое нечестивая ересь ариан отрицает в Сыне, приписывают всем людям и полагают на небо уста свои, ничего более не оставляя будущему блаженству святых. На безумие таковых мы отвечали как могли, и если Господь даст жизнь, имеем отвечать подробнее 1). Теперь нужно продолжать начатый путь и диктовать толкование, ни расширяя сочинения излишнею длиннотою, ни нанося ущерба разумению чрезмерною краткостью, из коих первое обременяет ум читателей, а последнее не удовлетворяет желанию любознательных.

Ст. 20-21 Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря: выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит

Возвестите это дому Иакова и пустите слух в Иудее, говоря: выслушай это народ глупый и неимеющий сердца, вы, которые имеете глаза и не видите, и уши, и не слышите. Многоразлично согрешающих привлекает ко спасению, и народ оставляющий Подателя мудрости называет глупым и сравнивает с идолами, о которых сказано: очи имут и не видят, уши имут и не слышат. Подобни им да будут творящии я и вcи надеющияся на ня (Пс. 113:15–16). Обращается собственно к Иуде и к дому Иакова, ибо Израиль давно уже скакал в Ассирии. Вместе дает понять, что и без наставления мы должны бы естественным смыслом разуметь что справедливо.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря

Дом Иакова — тоже, что Иудея.

Ст. 20-31 Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря: выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы ». Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе. Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?

Новая, более сильная жалоба пророка

Объясняя, за что Иегова гневается на иудеев, пророк указывает на их нежелание видеть величие Божественного всемогущества и любви. Они не боятся Бога и обижают людей — вот причина их несчастий.

Толковая Библия.

1) Здесь, как и во многих других местах толкования на пророка Иеремию (между прочим и там, где упоминается «новая» или «новая из старой ересь») бл. Иероним разумеет ересь Пелагиан. Ответ в обличение этой ереси уже сделанный – письмо к Ктезифонту (твор. бл. Иеронима в русском пер. ч. 3, стр. 347–367), а более подробный обещаемый –Три книги против Пелагиан (там же ч. 4)