Толкования на Иер. 16:1

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-4 И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным

И было слово Господне ко мне говорящее: не бери жены, и пусть не будет у тебя сыновей и дочерей на месте сем, ибо так говорит Господь на сыновей и дочерей, которые родятся на месте семь, и на матерей их, которые родят их, и на отцов их, от семени которых они рождены на земле сей: смертями болезненными (или болеющих) умрут они; не будут они оплаканы и не будут погребены, навозом на лице земли будут они; мечем и голодом будут истреблены, и будут трупы их пищею птицам небесным и зверям земным. Если во время наступающего плена пророку запрещается брать жену, чтобы не иметь скорби плоти и кроме печали о себе не мучиться страданиями жены и детей: то насколько более повеление апостола, чтобы так как время сокращено есть, и наступает кончина, то и имеющие жен были как не имеющие (1 Кор. 7)! Излишне поэтому опровергать нового еретика (Иовиниана), относительно которого мы показали, что двоебрачие и троебрачие исходит не от закона, а из снисхождения. Ибо иное дело делать то, что хорошо само по себе, и иное дело, когда допускается снисхождение, чтобы мы не делали худшего. Ибо и сам апостол высказывает причины, почему он хотел бы, чтобы молодые вдовы выходили замуж, говоря: се бо некия развратишася с след сатаны (1 Тим. 5:15). А вот учитель воздержания и постоянного целомудрия, богохульствующий, что он равен Богу, восхваляет третьи и четвертые браки, которые я назвал бы не столько браками, сколько облегчением в бедствиях и последнею доскою потерпевших кораблекрушение, — восхваляет, как бы давая своим амазонкам разрешение до преклонной старости испытывать бури похотей. А почему пророку воспрещается женитьба, причина очевидна, — что во время приближающейся осады от моровой язвы, меча и голода погибнут все, и будет такое множество мертвых, что невозмножно будет исполнить над ними долг погребения, но трупы будут валяться как навоз, на растерзание птицам и зверям. Следует заметить и то, что чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть также признак гнева Божия. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной болезни (2 Пар. 21), и апостол учит, что осквернившие святыню долго болеют, чахнут и умирают (1 Кор. 11:30).

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Ст. 1-9 И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление. И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить; ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я прекращу на месте сем в глазах ваших и во дни ваши голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты

Суд Божий над народом иудейским

В знак печальной судьбы иудейского народа Иеремия не должен заводить себе семьи. Он должен разорвать и дружеские связи, какие у него были в народе, потому что Иегова отнимает у народа Свою дружбу.

Толковая Библия.