Толкования на Иер. 17:1

Блж. Иероним Стридонский

Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их

Грех Иуды написан резцом железным на ногте алмазном, начертан на широте сердца их (или на груди сердца их), и на рогах алтарей (или жертвенников их). О народах, обратившихся ко Господу, было сказано выше: вот Я покажу им на этот раза, покажу им руку Мою и силу Мою; теперь говорится об отверженном Израиле: грех Иуды написан резцем железным на ногте алмазном и проч. Почему это опущено Семидесятью, не знаю, если, быть может, не потому, что они щадили народ свой, как, очевидно, они сделали и у Исайи; переведши:«найдите же покой от человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо высоким поставлен он» (Ис. 2:22), и во многих подобных местах, которые, если захочу приводить все, то потребуется, не скажу книга, а книги. Грехи народов изглажены, ибо, обратившись ко Господу от краев земли, они слышать: хвалите Господа ecи языцы похвалите его ecи люди, яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век (Пс. 116), и о них Господь говорить Моисею: остави мя и потреблю народ сей, и сотворю тя в язык велик (Исх. 32:10). Грех же Иуды неизгладим и, так сказать, неистребим никаким способом; он написан резцом железным на ногте алмазном, который по - еврейски называется samir. Этим означается не какой нибудь ноготь, что по-еврейски samir, а камень алмазный (который получил такое название оттого, что он весьма крепок и не разбивается); он чист и поддается шлифовке, так что на нем безпрепятственно можно писать железным стилем, и когда твердым материалом железа будет написано на еще более твердой алмазной пластинке, то написанное остается навсегда. Ибо они сказали: кровь его на нас и на чадех наших (Мф. 17). Поэтому грех их начертан, или вырезан, на рогах алтарей или жертвенников их, чтобы богохульные дела их оставались на память вечную. Если же это так, то где же то, что выдумывает старуха полуумная, — что человек может быть без греха, если хочет, и что заповеди Божии легки?

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их

Как гравер алмазным острием вырезает на металле или на хрустале ясные и четкие буквы, так грех Иуды отпечатлелся на сердце его и на рогах его жертвенников. Господь таким образом видит в глубине сердца у Иуды тяготение к язычеству. Что касается алтарей в честь языческих богов, то они, конечно, уже были уничтожены при царе Иосии, но тем не менее Господь не забыл о них и об украшавших их рогах, сделанных по подобию рогов на истинном жертвеннике храма Иеговы.

Ст. 1-4 Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их. Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зеленых дерев, на высоких холмах. Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои - за грехи во всех пределах твоих. И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки

За грехи свои народ иудейский необходимо должен понести наказание

Господь не может забыть о преступлении Иуды, в котором Иуда даже и не желает раскаяться. Поэтому Он отдаст страну иудейскую на опустошение, а народ отдаст в плен.

Толковая Библия.