Толкования на Иер. 22:6

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6–9 Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь. И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: «за что Господь так поступил с этим великим городом?». И скажут в ответ: «за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им»

Ибо так говорит Господь на дом (или к дому) царя Иудина: Галаад, ты у меня глава (или начало) Ливана, если Я не обращу тебя в пустыню, в города неудобообитаемые. И освящу на тебя убивающего мужа и оружие его, и подрубят лучшие кедры твои, и низвергнут (или бросят) в огонь, и пройдут многие народы чрез город сей, и скажет каждый ближнему своему: за что так поступил Господь с этим великим городом? И ответят: за то, что они оставили завет Господи Бога своего, и покланялись богам чужим, и служили им. Галаад, который получил во владение полуколено Манассиино, Писание полагает за Иорданом. На этой горе Лаван догнал убегавшего Иакова, и гора, по книге Бытия получила название: куча (σωρὸς), то есть, холм свидетельства, потому что там Иаков и Лаван подтвердили свой договор клятвою, собрав, во свидетельство сего, камни в кучу (Быт. 31). Есть же Галаад глава или начало Ливана, горы высокой, которая вся насаждена кедрами, по оному слову Давида, поющего: «и сдвинет Господь кедры Ливанские» (Пс. 28:5), и в другом месте: «видел я нечестивого, превознесшегося и возвысившегося, как кедры ливанские» (Пс. 36:35), и у Захарии читаем: «отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои» (Зах. 11:1). Итак в настоящем месте, говоря дому царскому, метафорически обращается с речью к храму, как к дому племени Иудина, или в том смысле, что он находится на высоте, или в том, что от храма и святилища испрашивались врачевства против всех грехов. Посему и тот самый пророк, которого мы ныне толкуем, говорит: разве нет бальзама в Галааде, или нет там врача? Почему не восходит исцеление дщери народа Моего (Иер. 8:22)? Итак грозит царскому дому, городу Иерусалиму и храму, который называет главою Ливана, тем, что он будет обращен в пустыню со всеми городами своими, обращен не могуществом царя Вавилонского, но по повелению Господа, который говорит: освящу на тебя убивающего (Иер. 22:7). Снятым же называется Навуходоносор, и все его войско, потому что он приводит в исполнение приговор Божий. И подрубят, говорит, лучшие кедры твои — сильных и князей города и бросит в огонь, чтобы пожирающее пламя истребило все. И когда истреблено будет все, пройдут многие народы чрез город и храм, в который им прежде входить не дозволялось, и каждый скажет ближнему своему: за что причинил Господь знаменитому и великому городу столь неожиданное и столь великое разрушение? И ответят, говорит, те, которые будут спрошены, и изложат причины развалин, говоря: за то, что они оставили завет Господа Бога своего, и вместо Бога почитали идолов. Да слышит это и нашего города царский дом, и князья его, и кедры, поднимающие до облаков вершину свою и с гордостью говорящие: кто не увидит? Потому что скоро они будут истреблены пламенем Господа, если не захотят утверждаться на заповедях Его. Освящение же убийцы и оружия его одно, а освящение священников и служащих Господу, другое.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми

Царский дворец, построенный из лучших кедровых деревьев и дубов, пророк называет вершиною Ливана, где росли могучие кедры, и Галаадом — страною, по горам которой высились крепкие дубы (ср. 2 Цар. 7:2, 7; 3 Цар. 7:2–5). — Сделаю тебя… Упомянув о Галааде, пророк тут же вспоминает о том запустении, в каком уже в то время находилась эта прежде густо населенная аммореями местность. И теперь еще в восточной Палестине виднеются развалины древнейших городов, при Иеремии же этих развалин было еще больше.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 22:1