Толкования на Иер. 31:9

Блж. Иероним Стридонский

Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой

Они пойдут (или выйдут) со слезами, и в милосердии Я возвращу их и приведу их чрез потоки вод путем правым, и не споткнутся (или не заблудятся) на нем. Ибо Я стал отцем Израиля, и Ефрем есть первенец Мой. Если будем читать по еврейскому: они пойдут со слезами, ибо это значит слово iabu, то скажем, что слезы иногда бывают признаком чрезвычайной радости, как говорится: «плачу от радости», а если по LXX, которые сказали: в слезах он выйдет, а в милосердии, или на утешение Я возвращу их, то будем видеть тот смысл, который указывается и в Псалмах: ходящии хождаху и плакахуся метающе семена своя: грядущии же приидут радостью, вземлюще рукояти своя (Пс. 125:6). Ибо они плакали, когда отводились в плен, но получили величайшее утешение, когда милосердием Господа были возвращены. И привел их Господь чрез апостолов и мужей апостольских, исполненных вод и обильнейшей влаги, путем правым, то есть путем веры, а не неверия Иудейского. И не споткнутся, говорит, на нем, потому что они перестали быть слепыми, которым некогда было сказано: Аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает (Ин. 9:41). Под путем правым можем разуметь и Христа, Которым кто пойдет, не споткнется (Рим. гл. 5). Я стал, говорит, отцем Израилю, который возвращен, и Ефрем есть первенец Мой. Ибо, где некогда изобиловал грех, там стала преизобиловать благодать. Писание свидетельствует, что Ефрем служит образом народа, собранного из язычников, Ибо он был последний сын Иосифа, но предвосхитил права первородства у Манассии, который, по природе, был первым (Быт. гл. 48). Ибо когда, в таинственный образ креста, руки были сложены на крест, то стоявший по левую сторону Иакова получил благословение правой руки его, а стоявший по правую сторону, получив благословение левою рукою, был низведен на вторую степень. Таким образом как Иаков предвосхитил права первородства у Исава, так Ефрем у Манассии. И весь народ десяти колен назывался Ефремом, потому что Иеровоам, сын Наватов, из этого колена первый получил царство в Самарии.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой

Израильтяне пойдут (пошли — прошедшее вместо будущего) из плена с радостными слезами. — Первенцем Божиим называется здесь Ефрем, т. е. Израильское царство, потому что Иосиф, отец Ефрема, был удостоен одного из прав первородства — двойной части наследства (ср. 1 Пар. 5:2).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 31:1