Толкования на Иер. 31:10

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10–14 Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь

Слушайте слово Господне, народы, и возвестите в островах отдаленных, и скажите: кто разсеял Израиля, тот и соберет его и будет охранять его, как пастырь стадо свое. Ибо искупил Господь Иакова и освободил его от руки более сильного (или более крепкого). И прийдут они, и будут хвалить на горе Сионе, и стекутся к благам Господа, на пшеницу и вино и елей, на приплод скота и волов. И будет душа их как сад напоенный водою (или как дерево плодовитое), и более не будут томиться. Тогда возвеселится дева в хороводе (или девы) и юноши и старцы вместе, и обращу плачь их на радость, и утешу их и обрадую от скорби их. И напою душу священников (или сынов Левииных) туком, и народ Мой исполнится благ Моих, говорит Господь. Ясно указывается призвание язычников, когда Писание говорит: слушайте слово Господне, народы, и возвестите на островах далеких и скажите. Что возвещают они островам далеким? То, что Господь, который разсеял Израиля, Он же и соберет его. Следовательно разсеяние было делом не силы врагов, а воли Господа. И будет охранять его как пастырь стадо свое. Ибо пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. гл. 10). Ибо искупил Господь Иакова ценою крови своей и избавил его от руки более сильного, или более крепкого. Этим указываются противные силы, более крепкие сравнительно с слабою природою человеческою. Но и в первых и в последней есть силы: те крепче нас природою, а мы крепче верою, если только достойны быть избавленными Тем, кто может связать сильного и разрушить дом его. И приидут, говорит, – конечно избавленные от руки сильных – и восхвалят Избавителя своего на горе Сион, то есть в Церкви. И стекутся ко благам Гocпoдa, к изобилию во всем, которое разумеется не в плодах и яствах плоти сей, а в разнообразии добродетелей. На пшеницу и вино и елей, из чего делается хлеб Господень и исполняется образ крови Его и показывается благословение освящения, по слову Писания: помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих (Пс. 44:8). И на приплод скота, – простецов в Церкви, и волов – рогатых, разгоняющих противников. А чтобы мы знали, что эти благословения относятся не к телу, а к душе, далее следует: и будет душа их как сад напоенный водою, или как дерево плодовитое, насажденное при истоках вод и как рай сладости. И более, говорит, не взалчут, – не тем голодом, о котором написано: блажени алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6), а тем, который заменяется сытостью и исключает недостаток в чем бы то ни было. Тогда возрадуется дева в хороводе, о которой пишет Апостол: обручих бо вас единому мужу, деву чисту представити Христови (2 Кор. 11:2). И юноши которым Иоанн говорит: пишу вам юноши, яко победисте лукавого. И старцы, которым тот же Апостол в таинственной речи свидетельствует: пишу вам отцы, яко познаете безначального (1 Ин. 2:13 – 14). И обращу, говорит, печаль их на радость, чтобы тех, коих устрашал крест, обрадовало воскресение. Я утешу их, и обрадую в печали их, по оному слову Господа: блажени плачущии, яко тии утешатся. И напою душу священников, – тех, кои имеют ведение о Боге, от уст коих верующие вопрошают о законе Господа, Которому пророк воспевает: ты еcи священник во век, по чину Мелхисидекову (Пс. 109:4). А того, что далее следует по LXX: сынов Левииных, в еврейском нет, и очевидно это говорится не о тех священниках, которые суть сыны Левия, а о тех, образом которых был Мелхиседек. Упоение же священников свидетельствуется и у апостолов, когда они горели верою и когда о них говорили, что они исполнены вином (Деян. 2). Поэтому и то место, на котором был взят Господь, называется Гефсимания (Мф. 26:36), что на нашем языке значит долина тука. И когда священники будут тучны учением Господа и, упоенные на пиру Иосифа (Быт. 43 и 44), скажут: чаша твоя упоевающи мя яко державна (Пс. 22:5), тогда будет и то, что теперь обещает Господь: народ мой исполнится благ Моих. Все это отчасти дается и теперь; вполне же будет дано тогда, когда узрим лицом к лицу, и тело смирения нашего изменится славою воскресения.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»

См. Толкование на Иер. 31:1