Толкования на Иер. 31:35

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 35–36 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда

Так говорит Господь, Который дает солнце в свет дня, устав луне и звездам в свет ночи, Который возмущает море и гремят волны его; Господь воинств имя Ему. Если перестанут законы сии (или уставы сии) действовать предо Мною, говорит Господь, тогда и семя Израилево перестанет быть народом предо Мною во все дни. И в начале книги Бытия читаем, что солнце поставлено на небе в свет дня, а луна и звезды в свет ночи (Быт. гл. 1); и в Псалме: день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум (Пс. 18:2), – что ночь и день взаимно сменяют ее. Как не может, говорит, измениться устав природы, и особенно небесных светил, и как волны шумящего моря катятся к берегам, но страшный для слуха шум пучин и вздымающихся валов не может идти далее, чем как положено повелением Божиим, по оному: предел положил еси, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю (Пс. 108:9): так, говорит, и семя и род Израилев волею Господа пребудет вечным и никогда не прекратится. Под законами же здесь должно разуметь не законы Моисеевы, а уставы и порядок природы. Мы можем спросить Иудеев: если погибнут небеса и все как одежда обветшают, и Господу только говорится: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101:28), то каким образом семя Израилево может быть вечно? Ибо или когда погибнут небеса, то погибнет и семя Израилево, или, если оно будет вечно, то и небеса не погибнут. Если же Писание не может говорить неправду и небеса погибнут, то, следовательно, погибнет и семя Израилево, особенно, когда Иаков говорит детям: «придите, и я возвещу вам, что будет в последние дни» (Быт. 49:1). Когда говорится: в последние дни, то, значит, мир перестанет существовать и будет другой порядок вещей. Это против Иудеев. Нашим же и Евангелие показывает, что мир сей не вечен, говоря: небо и земли мимо идет (Мф. 24:35) и: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Можем сказать и иначе: пока будет существовать мир сей, семя Израилево и народ Иудейский будет продолжаться, – не в тех, кои теперь не веруют, а в тех, кои с апостолами и через апостолов уверовали, чтобы остаток спасся.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Лопухин А.П.

Ст. 35-37 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь

Этот Новый Завет будет вечен и неизменен, как законы природы установленные Богом. Бог не отвергнет от Себя Израиля — это так же немыслимо, как немыслимо измерить небо и исследовать основание земли. — Народом предо Мною, — т. е. Моим избранным народом. — О неизменности обетований Божиих относящихся к Израилю можно читать подробно в брошюре Н. П. Розанова «Будущность еврейского народа при свете Откровения», Москва, 1901 г., с. 1–45.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 31:27