Толкования на Иез. 1:8

Свт. Григорий Двоеслов

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их

См. Толкование на Иез. 1:7

Прп. Ефрем Сирин

И рука человеча под крилами Херувимов. Рука человеческая, которая под крылами Херувимов, показывает нам, что силою Того, Кто соделался Сыном человеческим, носится колесница, восприятая Им на Себя. Рука сия давала разуметь, что плотью человеческою облечется Христос Спаситель. И еще, рука человеческая под крылами Херувимов означает, что десницею Христовою поддерживается основание Церкви.

Прп. Макарий Великий

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их

См. Толкование на Иез. 1:5

Блж. Иероним Стридонский

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их

См. Толкование на Иез. 1:6

Иосиф Хаззайя

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их

См. Толкование на Иез. 1:5

Лопухин А.П.

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их

Так как “руки” обусловливают для человека возможность деятельности и этим резче всего отличают его от животных, для которых, благодаря отсутствию рук, невозможна деятельность, а только жизнь (питание), то усвоение рук херувимам имеет целью обозначить способность их к деятельности, подобной человеческой деятельности. Не могло не быть страшным и потрясающим для взора пророка это соединение тонкости человеческих действий со стихийною силою животного. В определении “человеческие”, как будто лишнем при “руки”, можно видеть плеоназм или отголосок некоторого удивления со стороны пророка перед фактом присутствия здесь рук. Так как существа, явившиеся пророку Иезекиилю были крылатыми, то естественное место рук в корпусе их было занято крыльями, и пророк на естественное недоумение читателя, где же у херувимов могли находиться руки, замечает, что они “были под крыльями их”. - В виду умолчания пророка о числе рук у каждого херувима, об этом родился вопрос у толкователей, причем рук насчитывали от 1 до 16 у каждого херувима. Больше двух рук на каждой стороне четырехличного херувима не могло быть, так как иначе число рук отступало бы от человеческих и пророк должен был сказать об этом. Но сколько всех рук в таком случае должно быть у херувима, такой вопрос не может быть поставлен, потому что пророк одновременно не мог видеть всех 4 сторон херувима (а вероятно, только одну), а чего он не видел, то и не существовало, так как здесь мы имеем дело с видением, а не с внешней действительностью.