Толкования на Иез. 2:2

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 2-3 И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня

Для нас замечателен порядок слова и дела; потому что прежде является слава Господня, чтобы заставить упасть на землю; затем голос, чтобы (Пророк) встал; после посылается дух преизбыточествующей благодати, и восставляет, и становит на ноги. Ибо, если бы мы не видели чего-либо из вечности, то никогда не падали бы на лице свое во время покаяния. Но уже лежащие, мы слышим утешительный глас Господа о том, чтобы мы встали на делание, чего впрочем мы не можем сделать собственною силою. Следовательно, Его же дух наполняет нас, восстановляет и становит нас на ноги, чтобы мы, которые в сознании виновности своей повергались в прах во время покаяния, после прямо стояли в добром делании. Но что Пророк услышал стоя, он присовокупляет, говоря: и слышах его глаголющаго ко мне, и рече (Господь) ко мне: сыне человечь, послю тя к дому Израилеву, огорчевающим Мя, иже огорчиша Мя.

Так Пророк описывает свое, чтоб обозначить наше. Ибо что значит, что ему, лежащему, говорится: стани на ноги твоя, и возглаголю тебе? Тот, Кто говорил лежавшему, почему обещает говорить не иначе, как стоящему? Но надобно знать, что иное мы должны слушать в лежачем положении, а иное — в стоячем. Ибо лежащему говорится, чтоб он встал, а стоящему повелевается, чтоб он шел на проповедь. Лежащему в сознании своей слабости нельзя еще предписывать важности проповеднической. Но когда мы уже восстанем на доброе делание, когда начнем стоять прямо, тогда мы становимся достойными того, чтобы нас посылать на проповедь для обращения других. Итак Пророк стоя увидел видение, и упал; но упавши услышал слово увещания — встать; а вставши выслушал повеление идти на проповедь. Ибо мы, которые стоим еще на вершине гордости, стоим того, чтобы повергнутся в прах во время покаяния, когда уже начинаем чувствовать нечто о страхе вечности. И когда мы, верно сознавая слабость свою, смиренно лежим на земле, тогда получаем повеление чрез утешительное Слово Божие встать для совершения дел, требующих подвига. И когда мы уже твердо установились в добрых делах; тогда необходимо для нас, чтобы мы помогли другим проповедью о том, от чего исправились сами. Итак лежащему не дается повеления, чтоб он шел на проповедь, для того, дабы каждый слабый делом не расстраивал того, что может устроить словом. Поэтому-то и справедливо говорится чрез Псалмопевца: возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, nениe Богу нашему (Пс. 39:3-4). Ибо сначала он выводится из грязи нечестия, чтоб утвердились чрез веру ноги его на камени. Но поелику правая вера должна сопровождаться правою деятельностью, то шаги его правы для того, чтобы после направления шествия, т.е. после усовершенствования в доброй деятельности, получить ему в уста и новую песнь проповеди. Так Савл, когда с гордостью шел в Дамаск (Деян. 9:6) пораженный гласом Искупителя лежал простертым на земле. И тот, кто был будущим Пpoповедником, не тотчас услышал, чтоб он шел проповедовать о том, что видел, но ему, еще лежащему, сказано: востани, и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити (там же). Итак лежа мог он услышать только то, чтобы вставши учился тому, что услышит; а вставши научился тому, чтобы проповедовать о том, что узнал.

Но надобно спросить нам: почему Иезекииль и Павел падают на лице, а о всаднике, т.е. о том, кто превознесен славою мира сего, говорится: и падет конник вспять (Быт. 49:16)? И опять о преследователях Господа написано: идоша вспять, и падоша на земли (Ин. 18:6). Что это значит, что избранные падают на лице, а нечестивые падают вспять, если не то, что всякий, падающий вспять (назад), без сомнения падает там, где не видит; а кто упал на лице, тот упал там, где видел? Следовательно, поелику нечестивые падают в невидимом, то и называются падающими назад; потому что падают там, где не могут видеть ничего, что с ними последует. Но праведники, поелику добровольно повергаются пред тем, что видят, дабы выпрямиться в невидимом, падают как бы на лице; потому что, пораженные страхом, они видя смиряются.

Но замечательно то, что говорится: послю тя Аз к дому Израилеву, огорчевающим Мя, иже огорчиша Мя. Как двумя способами делается отступление от Бога, так двумя же способами люди делаются отступниками от Бога. Ибо каждый отступает от Создателя своего, или верою, или деятельностью. Следовательно, как тот, кто отступает от веры, есть отступник, так без всякого сомнения считается отступником от всемогущего Бога и тот, кто возвращается к развратной жизни, которую он оставил, хотя бы и казался содержащим веру. Ибо одно без другого решительно бесполезно; потому что ни вера без дела, ни дела без веры не помогают, если сии не начаты прежде веры; так как Корнелий, прежде нежели соделался верующим, добрыми делами заслужил быть услышанным (Деян. 10:4). Из этого выходит заключение, что он творил добрые дела прежде принятия веры. Ибо кому от Ангела возвещается: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога, и тотчас за этим восхождением дается повеление послать к Симону, который пришед к нему, должен проповедать; тот без сомнения молился о том, чем заслужил услышания. Далее следует: отцы их отвергошася Мене до днешняго дне. И сынове жестоколичнии, и твердосердечнии: Аз послю тя к тем (Иез. 2:3-4).

Беседы на пророка Иезекииля.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня

Божественное слово заповедало пророку и повелело: стань на ноги твои; но без помощи Божией и сошествия Духа Святого он не мог стоять; поэтому Он входит в него или берет и воздвигает, чтобы он твердо ступал и мог сказать: постави на камени нозе мои (Пс. 39:3). И ни о каком грешнике мы не читаем, как о стоящем, но святым говорится: станите убо препоясани чресла ваша (Еф. 6:14). Грешник же достоин слышать оное из Второзакония (28:63): ниже будет стояния стопе ноги твоея. Часто Иезекиилю говорится: сын человеческий и иногда Даниилу: оба они в лице Того, Кто сказал: Сын же человеческий не имать, где главы подклонити (Мф. 8:20), утешают плененный народ и приводят к покаянию.

Называет их не народом Бога Израилева, но народами отступническими, которые отступили от Господа, и не только отцы, но и дети, чтобы они не казались виновными вследствие греха отцов, но чтобы равным было нечестие и отцов и детей. Затем, переведенное Семьюдесятью раздражающие Меня или обращающие в горечь означает то, что благой Бог и приятное по природе обращается вследствие наших пороков в горечь. Ибо как святым говорится: вкусите и видите, яко сладостен Господь (Пс. 33:9), так грешники испытывают Его на себе горьким. Поэтому и апостол говорит о благости и строгости Божией в отношении к святым и грешникам. И о грешниках лежащих написано: Господь возводит изверженные, Господь любит праведники (Пс. 145:8), „Господь освобождает находящихся в узах“. Святым же стоящим обещает награды.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне

Так как пророк сам не может встать от ужаса и оцепенения, то его поднимает “дух”, неопределяемый ничем ближе (даже без члена: пророк говорит явно с некоторою неопределенностью); так, Иезекииль везде называет какое-то сверхъестественное воздействие на себя силы Божией, которое он должен был особенно ясно ощущать (“вошел в меня, дух”) и которое посещало его только в некоторые моменты видений, то укрепляя изнемогающую, под величием последних, его слабую человеческую природу, как здесь и III:24, то перенося на место видений и обратно с него: VIII:3; XI:1, 24; III:12, 14; XXXVII:1 (LXX между “вошел в меня” и “поставил” вставляют “и взя мя и воздвиже мя” д. б. по III:14, но там явно не такое же действие духа, а близкое к VIII:3). Недосказанность отсылает к I:12, где разумеется Дух Святой.

Толковая Библия.