Толкования на Иез. 3:25

Свт. Григорий Двоеслов

Cт. 25-26 И ты, сын человеческий, - вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них. И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом

Если мы последуем порядку типического изъяснения этих слов, то Пророк в доме своем принимает узы и связывается потому, что в последние времена, когда уверует Иудея, почувствует самые тяжкие гонения во время антихриста, так что управляющие ею проповедей нечестия не приимут, но за противодействие им будут подвергаемы узам скорбей. А не изыдет от среды их потому, что проповедь не достигает сердец нечестивых, когда молчит язык праведных, связанный скорбями. Ибо тогда будет много из Иудеев неверующих, которые будут преследовать тех самых из Иудеев, которые уверуют. Поэтому надобно заметить, что здесь говорится еще о том, что Пророк подвергнется узам в доме своем, для обозначения того, что Иудея, когда уверует, будет терпеть скорбь гонения от собственного своего народа. Ибо, когда не веруют в воплотившегося Единородного Сына верховного Отца, умершего, воскресшего, и вознесшегося на небеса, как проповедуется на страницах Св. Писания; тогда пророчество именно у Иудеев связано. Если же оно так, как сказано, опять возвращается к их разумению, то имеет как бы свободный ход для своего проповедания.

Поэтому и чрез Соломона говорится: пий воды от своих сосудов и от твоих кладенец источника: да преизливаются тебе воды от твоего источника, во твои же пути да происходят твоя воды: да будут тебе единому имения, и да никтоже чуждь причастится тебе (Притч.5:15-17). По-видимому, чрезвычайно противоречащим кажется то, что говорится: да преизливаются тебе воды от твоего источника, во твои же пути да происходят твоя воды, — и тотчас присовокупляется: да будут тебе единому имения, и да никтоже чуждь да причастится тебе. Ибо каким образом может один иметь воду ведения тот, если он разливает ее по площадям? Каким образом посторонние не могут участвовать в воде его, если источники его текут вон? Но когда мы проповедуем народу, тогда именно разливаем воды на площадях, потому что простираем слова ведения на множество слушателей. А когда при помощи Божественной благодати храним их внутри, и с особенною тщательностью наблюдаем, дабы злые духи, которые по справедливости для нас чуждые, потому что потеряли участие в блаженстве, но успели возбудить в нас гордости: тогда мы одни имеем те воды, которые разлили по площадям, так что чуждые в них не участвуют. Эти (чуждые) именно те, о которых написано: чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою (Пс.53:5). Следовательно, и по площадям разливает воды, и один имеет их тот, кто и в помысле своем не имеет временной славы за то, что он многим проповедует. Ибо тогда человек владеет тем, чему учит, когда не радуется тому, что он приходит в известность, но (радуется тому), что полезен. Итак Пророк с поля возвращается домой для того, чтобы тот, кто говорит от Бога, после того, как ради пользы ближних выйдет вон для проповеди, всегда смиренно возвращается к себе для разведания сокровенных таин сердца своего. Поэтому-то и присовокупляется: и ты, сыне человечь, се, дашася на тя узы, и свяжут тя ими, и не изыдеши от среды их.

Беседы на пророка Иезекииля.

Блж. Иероним Стридонский

Cт. 25-26 И ты, сын человеческий, - вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них. И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом

И ты, сын человеческий, – вот возложены на тебя узы, и свяжут тебя ими, и ты не будешь выходит из среды их, и язык твой Я прилеплю к поднебю [или гортани] твоему, и ты онемеешь и не будешь обличителем их: потому что они – дом преогорчевающий.

Что он запирается в доме, что связывается узами, что не выходит к тем, между которыми живет, но между множеством пленников переносит одиночное заключение, это (как я выше сказал) служит указанием осады, потому что Иерусалим, запертый и окруженный войском халдеев, не дозволял никому выходить из города. Это – тот котел, о котором говорит Иеремия (гл. 1) и далее этот же самый пророк (гл. 24) и в котором истощается мясо народа. А что язык пророка прилипает к поднебью или к гортани и что он делается немым, не имеет силы для обличения: причина этого ясна: потому что они говорит, – дом преогорчевающий. Они настолько огорчают и столь упорствуют против Бога, что не заслуживают того, чтобы слышать обличителя. Отсюда ясно, что где много грехов, там грешащие бывают недостойными того, чтобы быть исправляемыми чрез Господа.

Толкование на пророка Иезекииля.

Прп. Ефрем Сирин

Се дашася на тя узы, и свяжут тя ими. Узы, наложенные на Пророка, и не позволяющие ему идти, означают Вавилонян, которые окружили Иерусалим и жителей его, и отняли у них возможность выходить из города и входить в него.

Лопухин А.П.

И ты, сын человеческий, - вот, возложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них

Чтобы пророку лучше, и легче выполнить это заключение в доме, тяжелое для человека с общественной инициативой (особенно восточного), Бог хочет связать его. Как показывает IV:8, эта связанность доходила по временам до того, что пророк не мог перевернуться с бока на бок. Речь очевидно о настоящем онемении, параличном состоянии тела пророка, захватившем и язык (ст. 26).

“Возложат свяжут” очевидно безличные выражения, логическое подлежащее которых - небесная, сила; но замечательно, что в след. стихе - о языке - уже личный оборот; LXX имеют и здесь личный, но страдательный оборот: “се дашася на тя узы”. “Эти узы может быть возложены были и видимым образом на пророка в видении” (Мальдонат). Все выражение слишком решительно для следующего понимания: “злоба и упорство соотечественников пророка будет как бы узами, связанный которыми он не будет допущен к свободному действию в прохождении своего служения” (Трошон).