Толкования на Иез. 3:26

Свт. Григорий Двоеслов

И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом

Итак ведение проповедников в то время принуждено бывает к молчанию пред нечестивыми. Поэтому и здесь присовокупляется: и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть. Но поелику во время проповеди Еноха и Илии многие из тех, которые останутся в неверии, возвратятся к познанию истины, как о том же самом Илии говорится: Илия убо приидет прежде, и устроит вся (Мф.17:11; Мк.9:12; Мал.4:5); которые — оба у Захарии называются двумя маслинами (Зах.4:3), а у Иоанна двумя светильниками (Апок.11:4), то справедливо здесь еще присовокупляется: и внегда глаголати Ми к тебе, отверзу уста твоя, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь (Иез.3:27).

Ибо, когда каждый проповедник возвращается к совести дома своего, тогда налагаются на него узы, и он связывается ими; потому что, чем более будет разбирать себя в размышлении, тем более будет познавать душа беспристрастного, какими слабостями своей смертности она связана. Ибо, если бы Павел не видел себя связанным, то не стал бы говорить: желание имый разрешитися, и со Христом быти (Флп.1:23). Поэтому чрез Псалмопевца говорится: услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленых (Пс.101:21). И еще: да внидет пред Тя воздыхание окованных (Пс.78:11). Но часто душа, желая уже выйти на созерцание образа своего Искупителя, нетерпеливо желая предаться небесным радостям, видит себя связанною узами своей смертности, которыми еще связана в настоящем мире, и тоскует. Поэтому-то Иеремия, тонко рассматривая суд всемогущего Бога, говорит: согради на мя, и не изыду, отяготи оковы моя (Плч.3:7). Ибо для нас служат оковами самая слабость и повреждение нашей смертности; но когда к ним присовокупляется еще скорбь и стенание, то наши оковы отягощаются. И хотя праведник, доколе терпит замедление в этой жизни, спешит быть полезным для других проповедью о добре; но когда видит жестокие сердца и думает заняться с ними состязаниями, тогда воздерживается от проповеди. И в средину их не выходит, потому что безмолвствует от добра, которое мог говорить, по слову Павла: не делайте ничего по ревнивости (Флп.2:3); и еще: аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы (1Кор.11:16). Поэтому-то и здесь присовокупляется: и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть.

Беседы на пророка Иезекииля.

См. также Толкование на Иез. 3:25

Прп. Ефрем Сирин

И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом

И язык твой привяжу к гортани твоему. И в этом представлен образ осажденных Иудеев, которые от жажды уподоблялись немым, лишенным способности говорить.

Блж. Иероним Стридонский

И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом

См. Толкование на Иез. 3:25

Лопухин А.П.

Ст. 26-27 И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Господь Бог!» кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом

В отличие от прежних пророков, не умолкавших в своих обличениях нечестия, проповедь Иезекииля, по крайней мере на первых порах, будет немая. Для этой цели язык пророка и физически будет бездействовать (м. б. периодическая немота), служа поразительным знамением безполезности для народа пророческих обличений. Опыт показал, что упорство народа обличениями нельзя сломать; нужно ждать, пока оно сломлено будет другим, более решительным способом - падением Иерусалима, после которого лишь откроются уста пророка (XXXIII:21-22). До этого же времени уста пророка будут открываться только для передачи прямых и, вероятно, особенно нужных откровений Божиих, именно обличений (III:17 и д.). Что пророк не безмолвствовал совсем и до падения Иерусалима, показывают XI:25; XIV:4. Но после этого события пророк мог свободно, а не по воле лишь Божией владеть языком своим, и самые пророческие речи полились у него обильнее, не по исключительным лишь поводам, не для обличений лишь; с того времени начинаются утешительные речи его.

Толковая Библия.